Заметки из зала суда: от любви до ненависти

Сколько бы мне ни приходилось сталкиваться с подобными уголовными делами, до сих пор возникает вопрос: зачем? Его можно продолжить такими словами: «Зачем продолжать жить вместе, если жизни нет; зачем терпеть обиды и унижения; зачем все пускать на самотек, когда река семейной жизни наткнулась на плотину непонимания, ненависти, вражды…». Эту тираду можно продолжить и дальше.
насилиеВ этом судебном заседании по уголовному делу я участвовал как народный заседатель. Поэтому пришлось вникнуть во всю подноготную преступления, совершенного на семейно-бытовой почве. Забегая вперед, скажу, что жителя нашего района, гражданина М., признали виновным, но, опираясь на врачебно-психиатрическую экспертизу, его приговорили к длительному лечению в соответствующем медицинском учреждении. Он даже в самом процессе не принимал участие, его интересы представляла председатель сельисполкома. Дело не в приговоре и факте осуждения совершившего уголовно-наказуемое преступление. Речь о прецеденте, предпосылках, мотивах, накопившейся злобе, ненависти. А накапливалось все это не один день, месяц и даже год. Все наслаивалось постепенно. И хорошо, что пострадавшая осталась жива, не повторила судьбу жертвы другого семейного преступления, которое произошло в соседней сельской местности. Там семейные разборки привели к трагедии целой семьи: муж – в тюрьме, жена – на кладбище, дети, пусть и взрослые, осиротели. Но об этом происшествии я расскажу в другом материале.
Этот материал я буду строить на своих впечатлениях от судебного процесса, а также на справке предварительного следствия, которую мне предоставила старший следователь районного отдела Следственного комитета Республики Беларусь, майор юстиции Татьяна Леоненко.
Жил одинокий мужчина на селе. По словам родственников, довольно зажиточным был, но не хватало в доме хорошей хозяйки, которая бы скрасила одиночество, упорядочила хозяйство, внесла уют, тогда бы и жизнь заиграла новыми яркими красками. Скопом взялись за поиски таковой. Нашли одинокую женщину из соседней деревни. Сосватали. Та переехала в дом к новому мужу. Зажили «молодые» семейной жизнью. Периодически к ним в дом наведывался сын женщины, назовем ее Ц., периодически приезжали родные со стороны М. Жизнь шла своим чередом. Отмечу, что соседи недолюбливали М. из-за его нелюдимости, угрюмости, неприветливости. Редко от него слышали доброе слово, «здравствуй» на свое приветствие. И чем дальше, тем угрюмее становился М. В пылу откровения, жаловался родным, что не доверяет своей жене, подозревал ее даже в изменах. Его мысли укрепились в этом после того, как на теле стали появляться непонятные пятна. Вывод сделал сразу: жена наградила его срамной болезнью. Нет, чтобы развеять свои опасения точным медицинским диагнозом, М. стал накручивать себя, злобу возмещать на Ц. Та же иногда заливала свое разочарование алкоголем, хотя, по словам соседей, была хорошей хозяйкой. Злоба М. с каждым днем все более подогревалась и готова была вырваться наружу в виде горячей лавы. Однажды это и произошло.
В один из вечеров М., стимулировав себя алкоголем, вновь начал упрекать Ц. во всех своих бедах и несчастьях, то и дело выбегал на улицу, буйствовал. Потом несколько успокоился. Женщина решила лечь спать, подумала, что буря утихла. Это было лишь затишье. Сон стал постепенно овладевать Ц. Вдруг она кожей ощутила, что М. зашел в комнату. Однако о беде не подумала. А она обрушилась в прямом смысле на ее голову в виде ударов кузнечной кувалдой. Их было множество. Схватившись за окровавленную голову, женщина сползла с кровати и стала уползать от беснующегося мужа. Откуда она взяла силы выскочить на улицу и доползти до дома соседей? Видно судьба ее – остаться жить. Она неистово стала стучать в дверь. Соседи открыли, втащили в дом, пытались оказать ей первую помощь, вызвали скорую.
М. продолжал буйствовать. Он решил сжечь дом со всем имуществом, нажитым до и после брака. Он схватил канистру с горючей смесью и стал поливать стены, пол, потолок, вещи ненавистной ему Ц. Чиркнул спичкой и бросил на пол. Пламя стало заниматься. Сам вышел и, успокоившись, сел на скамейку возле дома. Приехала скорая помощь, пожарный расчет, милиция. Медики усадили избитую женщину в машину и увезли залечивать ее раны, пожарные оперативно затушили возгорание, милиция взяла М. Все сработали оперативно. Возможно, поэтому и удалось избежать самого страшного.
Следствие длилось недолго, факты были на лицо. Суд состоялся. На нем была и пострадавшая, давала показания, присутствовали ее сын и родственники обвиняемого. Все высказались. Точка поставлена. Но осталось чувство недоумения и вопросы, которые начинаются словом «зачем», иногда «почему». С этого я начал свое повествование.
Чего греха таить? Такого рода семей, где точки соприкосновения между мужем и женой уже давно утеряны, возможно, этих точек и не было, где образ жизни стал строиться на постоянных унижениях, оскорблениях, угрозах, а то и побоях, довольно много. Домочадцы живут в постоянном страхе. Однако продолжают все терпеть, сносить. Мотивируют это стыдом за неполную семью, а еще дурацким внушением: бьет – значит любит, унижает – значит, судьба такая. Нет, не любит. Изменить же судьбу мы в состоянии сами. Главное – решиться на это и поставить большую жирную точку. Не сомневаюсь, что это благо для всех. А еще меня умиляют некоторые благодетели, которые пытаются выстроить чужую жизнь, внести в нее свои правильные, как они считают, коррективы: познакомить, выдать замуж, женить, этакие сводники. Каждый сам творец своей судьбы. В этом и есть ответ на все вопросы: зачем? почему?
Виктор Ильющенко
совместно с РОСК

Зара над Сожам

Редакция газеты "Зара над Сожам"