История Литвиновичской Свято-Косьмо-Дамиановской церкви

Первое письменное упоминание о Литвиновичской церкви относится к 1744 году, когда она из православия была обращена в униатство. Точной даты ее постройки не известно, но можно предположить, что храм был возведен не позднее 1726 года, когда по данным ревизии, в нем служил священник Андрей Булавко. Он и присоединился к унии в 1744 году. По данным 1764 года настоятелем Литвиновичской церкви являлся Григорий Булавко, вместе с ним вторым священником состоял Феофил Булавко (вероятно, оба сыновья или близкие родственники о. Андрея).

Переход Литвиновичской церкви обратно в православие состоялся в 1781 году, когда ее владелицей стала графиня А. Р. Чернышева. Церковь первоначально имела три главы – над трапезной, наосом и алтарем, стояла она на большой Киево-Петербургской дороге. Ее не раз посещали митрополиты Киевские, здесь останавливался Александр I. После осмотра императором церковь поновляли, в том числе пристроили к храму в 1830 году колокольню, которая ранее стояла отдельно. По описанию она «была замечательна бедностью, как по архитектуре, так и по простоте работ: плотнической и столярной, кроме топора, употребление другого инструмента при постройке ее мало заметно, но сделана была из крепкого, толстого соснового леса».
После перехода в православие фамильный род священников Булавко сменился здесь на род Саульских. По данным ревизии 1795 г. служил в церкви Тарас Саульский. Его семья: жена Акулина, сын Моисей, поступивший в 1808 году в Литовский уланский полк, дочери Агафия и Евдокия. Также в 1795 году в причте сей церкви состояли: диакон Семен Бекаревич и дьячок Дмитрий Саульский.
По ревизии Литвиновичской церкви 1811 года в ее причте состояли: священник Антоний Сверозуб-Зубовский, диакон Роман Бекаревич, бывший пономарь сей церкви, но в 1829 году он был запрещен в служении за пьянство и непристойный образ жизни, а позже лишен духовного звания и направлен на исправление в монастырь.
В декабре 1830 года священник Антоний Зубовский по прошению перемещен в Быховскую церковь, на его место был определен священник Петр Лепешинский, окончивший духовную семинарию. В 1824 году он вступил в брак с девицей Марией, дочерью о. Антония. В 1831 году о. Петр внес ложную запись в книгу прихода-расхода церковных денег, за что по рапорту благочинного был оштрафован Могилевской духовной консисторией на 5 рублей серебром. Штраф удержан из жалования священника.
В 1836 году в Литвиновичскую церковь перемещен пономарь Чечерской Рождество-Богородицкой церкви Петр Шафрановский, которому дано разрешение вступить в брак с дочерью местного дьячка Бекаревича.
По данным клировой ведомости Литвиновичской церкви 1850 года здесь служил священник Петр Лепешинский (50 лет), с ним проживали жена Мария Антоновна и семеро детей.
По данным на 1869 год священник Литвиновичской церкви Петр Лепешинский был в сане протоиерея и являлся благочинным 3-го Рогачевского округа. Он имел награды, не только церковные, но и медали в память войны 1853-56 гг. и за усмирение польского мятежа 1863-64 гг., в 1871 году сопричислен императором к ордену св. Анны 3 степени. Скончался в 1874 году.

 Николай Петрович и Клавдия Никифоровна Лепешинские. Фото ок. 1870 года
Николай Петрович и Клавдия Никифоровна Лепешинские. Фото ок. 1870 года

На место умершего о. Петра согласно прошению в 1874 году был назначен его сын, священник Николай Лепешинский. Он родился в 1843 году в с. Литвиновичи, окончил Могилевскую духовную семинарию в 1864 году, вступил в брак с девицей Клавдией Зубовской, после чего 8 мая 1865 года рукоположен архиепископом Могилевским и Мстиславским Евсевием в сан священника к Студенецкой церкви Климовичского уезда, откуда и был перемещен в Литвиновичи.
Весной 1897 года Литвиновичскую церковь с пастырским визитом посетил епископ Могилевский и Мстиславский Мисаил (Крылов). Об этом событии в «Путевых заметках» он написал следующее: «Село Литвиновичи от губернского г. Могилева в 100 верстах. Архиерея здесь не было 25 лет. Храм деревянный, не раз ремонтированный на средства прихожан с пособием от казны, приличный. Когда и кем построен – неизвестно, но существует он больше 150 лет. Утварь и ризница церковные посредственные. В храме сохранилось пожертвованное графиней Чернышёвой Евангелие 1789 года. Библиотека по объему не богатая, по содержанию однообразная. Прихожан 3118 душ обоего пола. Причт из трех членов – священник и два псаломщика, дома для причта общественные, содержание от казны в год составляет 783 рубля 94 копейки Земли при церкви 33 десятины. Поют в церкви ученики церковно-приходской школы под руководством местного псаломщика удовлетворительно, иногда поют на богослужениях все присутствующие в храме Божием. Общее церковное пение Божественной литургии совершалось в присутствии Его Преосвященства стройно. Местный энергичный и способный священник Н. Лепешинский приучил своих прихожан к общему пению в церкви. Его же трудами во всех деревнях прихода открыты школы грамоты, а в селе организовано церковно-приходское училище. Всех учащихся – 151 мальчик и 10 девочек. Честь и слава ревностному пастырю!».
Иллюстрация 2. Проект ремонта Литвиновичской церкви 1885 годаСведения о Литвиновичской церкви имеются в материалах Императорской археологической комиссии (г. Санкт-Петербург). Она решала судьбу многих памятников зодчества, которые на протяжении XIX века многократно поновлялись и перестраивались. Гармония подлинной архитектуры местных храмов к концу века во многих случаях была совершенно утрачена. Такая участь постигла и данную церковь. Предполагалось, что она построена около 1737 года, т. к. точная дата ее постройки не была известна. Ремонты резко повышали «потребительские качества» церкви – укреплялись конструкции, подводился новый фундамент, гонтовое покрытие заменили в 1885 году на железное. При этом храм превратился в реставрационное подобие типовой трехчастной церкви в форме «корабля» с колокольней над притвором. В четверике дополнительно было прорезано две боковые двери, в 1886 году установлен новый трехъярусный деревянный иконостас без резьбы. На переделку данной церкви в 1885 году был составлен ее общий план с фасадом, сохранившийся в архивных документах.
(Продолжение следует.)
С. Цыкунов,
член церковно-исторической комиссии Гомельской епархии

Зара над Сожам

Редакция газеты "Зара над Сожам"