История Литвиновичской Свято-Косьмо-Дамиановской церкви. Окончание

Продолжение. Начало: 

http://www.kormanews.by/2017/11/istoriya-litvinovichskoj-svyato-kosmo-damianovskoj-cerkvi/

Дом Лепешинских, 1910 год
Дом Лепешинских, 1910 год

С приездом в Литвиновичи Пантелеймона Лепешинского, между ним и о. Леонидом Пухальским возник конфликт, в результате которого священник был вынужден искать себе другой приход. Известно, что П. Лепешинский приехал вместе со своей семьёй – женой Ольгой Борисовной и дочерью Ольгой, и по договорённости с о. Леонидом он занял для проживания две комнаты в церковном доме. Как член Литвиновичского волисполкома П. Лепешинский, на основании декрета СНК РСФСР от 23.01.1918 года «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», произвёл опись церковного имущества, после чего решением волисполкома церковная земля была передана школе-коммуне. Отца Леонида это возмутило, он потребовал, чтобы семья Лепешинского покинула квартиру. Однако Лепешинский указал священнику, что «отныне не он на квартире у попа, а поп находится у него на квартире». Священник подговорил нескольких своих прихожан помочь разобраться ему с Лепешинским и повёл их в школу. Однако жена Лепешинского успела предупредить об этом одного из членов волисполкома, который, имея при себе наган, тоже прибыл в школу и предотвратил конфликт. Собравшиеся избить Лепешинского крестьяне разошлись, а о. Леонид убыл к архиерею с просьбой перевести его в другой приход.

Примерно с 1921-22 гг. о. Леонид служит в Кошелёвской церкви на 2-й священнической должности. В 1930 году в Кошелёве начались репрессии в отношении духовенства и активных прихожан, были произведены их аресты, конфискация домов и имущества. Из письма благочинного 1-го Гомельского округа протоиерея Стефана Романкевича епископу Могилёвскому и Мстиславскому Феодосию (Вощанскому) от 1 апреля 1930 года: «…Долг имею донести следующее: во вверенном мне округе Благочиния (в его старых границах), из приходов, присоединённых к Гомельскому городскому округу, в следующих церквях нет священников: 1) в с. Кошелёве Буда-Кошелёвского района настоятель церкви Арсений Бедрицкий во узах, другой священник, Леонид Пухальский (испуганный старик) публично, говорят, отказался от веры в Бога и службы, теперь потешает публику на подмостках советских увеселительных зрелищ и никого не допускает утвердиться в своём бывшем приходе, но храм пока остается за верующими…» [37].

Дальнейшая судьба священника неизвестна.

По устным рассказам местных жителей священником Литвиновичской церкви в 1920-х годах был Василий Лепешинский, дядя Пантелеймона, приехавший в Литвиновичи из г. Одессы. Однако авторитетом среди местного населения он не пользовался, так как был пьяницей и не стремился к добросовестному исполнению своих пастырских обязанностей, т. к. большую часть своего времени проводил на рыбалке. Дальнейшая судьба о. Василия неизвестна.

Литвиновичская церковь (дата снимка неизвестна)
Литвиновичская церковь (дата снимка неизвестна)

Из материалов Государственного учреждения культуры «Кормянский районный мемориальный музей П. Н. Лепешинского» (а/г Литвиновичи) о дальнейшей истории церкви известно следующее:

1) «Приблизительно в 1932-34 годах с церкви были сняты колокола. С середины 1930-х в её помещении был организован сельский клуб. Осенью 1942 года здание бывшей церкви подожгли партизаны. Причина – в её помещении жили немцы» (источник: со слов старожила Шатликова Петра Григорьевича, 1926 г. р.) [38].

2) «Ливиновичская церковь была спалена партизанами в оккупационный период. Сожгли из-за того, что нацисты осматривали окрестности засожевского леса с её колоколен, где находилась партизанская зона» (источник: со слов старожила д. Вощанки Кормянского района Лазаренко Прокопа, род. около 1880 года) [38].

На месте сгоревшей церкви в 1950-х годах была построена сельская школа, находящаяся на этом месте в настоящее время (ноябрь 2017 года).

Составил: Сергей Цыкунов, член Церковно-исторической комиссии Гомельской епархии.

Зара над Сожам

Редакция газеты "Зара над Сожам"