Одна и на всю жизнь любовь: семья Малиновских из Ворновки отметила 66 лет совместной жизни

IMG_7255Шестьдесят шесть лет тому назад в один из январских дней лошади в санных упряжках, украшенные бумажными цветами, лентами, бубенцами, мчались из деревни Ворновка в Красный Бор Чечерского района. Это Павел Малиновский со всей своей родней, друзьями и соседями торопился на собственную свадьбу. Там уже были накрыты столы, а от окна не отходила невеста Александра, в ту пору ей было двадцать лет, а жениху на год больше.
– Наша первая встреча произошла на церковный праздник Михайло, – вспоминает Павел Петрович. – Я с ребятами-одногодками пошел на гулянье в соседний район. Танцы в то время в деревнях, а это было всего лишь семь лет после войны, клубы и школы еще только восстанавливались, устраивали по очереди в каждой хате. Вот в одну такую избу мы и зашли, а там гармонист играет, девушки на лавке сидят, одна из них мне сразу приглянулась. Увидел и подумал: моя будет.
– Пашу среди зашедших в дом парней выделила сразу. А когда он ко мне подошел и пригласил танцевать, все внутри заклокотало, – присоединяется к разговору Александра Григорьевна.
В ближайшую субботу ноги парня уже сами несли за несколько километров от дома по морозу к запавшей в сердце девушке. У молодых людей завязались отношения, а через полтора месяца, на Коляды, они решили связать себя узами Гименея.
Оба росли в многодетных семьях и без отцов: у девушки папа погиб в последние дни Великой Отечественной, рано потерял своего и Павел, поэтому благословление просили у матерей.
– Моя мама, – говорит Павел Петрович,– даже обрадовалась известию о моем намерении жениться: «Я не против, главное, сынок, чтобы тебе нравилась, а я любой твой выбор уважать буду, веди невестку в наш дом жить».
Пошли будущие молодожены подавать заявление в сельсовет, а он на тот момент оказался закрыт, поход в ЗАГС отложили, а свадьбу все же сыграли, но без регистрации.
Привез Павел молодую жену на свою малую родину в небольшую хатку, но, как говорится, в тесноте, да не в обиде. Жили большой семьей дружно, свекровь оказалась женщиной мудрой, ласковой, а невестка покладистой, работящей, почитающей старших, женщины между собой ладили.
Через год у молодой четы появился первенец. Приходит к ним как-то секретарь сельсовета и говорит: «Что это вы себе думаете, сын у вас, а вы не расписанные живете, не по-людски это жить неоформленными. Если не придете в ЗАГС, ребенка запишу на маму, а у папы будет чистый паспорт». Павел и Александра пошли и оформили официально свой брак.
Когда у молодых родителей было уже два наследника, Павла призвали в армию, и два года он отдавал долг Отечеству, а жена безропотно ждала и растила сыновей. По возращению мужа со службы у супругов один за другим появилось еще два сына.
– Мы красивых слов друг другу не говорили, подарков дорогих не дарили. Все подразумевалось как-то само собой. Накормить, помыть, обстирать – это была прямая моя обязанность, – говорит Александра Григорьевна. – Павел считал своим долгом содержать семью, вдвоем, не разделяя обязанностей, занимались огородом, домашним поголовьем. Рабочие руки нужны были колхозу, а мы дома и не сидели, трудовой стаж у меня – сорок лет, почти столько же и у мужа. Жили с ним в заботе друг о друге. Объединяло нас, наверное, и то, что мы оба испытали на себе тяготы военных лет. Поэтому довольствовались малым и ценили каждый прожитый день, каждый кусочек хлеба. Во мне еще до сих пор присутствует тот страх, который я испытала, сидя в речке по горло в воде во время войны. А было это так. Папа мой вместе с другими односельчанами был в партизанах, находился в лесу, и мама меня с соседской семьей отправила в лес передать отцу еду. Идем, видим, немцы едут на деревню, мы бросились к кустам на берегу речки, залезли в воду и сидели там, пока не стемнело. Обратно возвращаться побоялись: там было все разгромлено, дымились дома. Пошли в соседнюю деревню, неделю я мыкалась, пока воссоединились с мамой. Ну, слава Богу, это уже давно все позади, – вздыхает женщина.
В 1970-х годах решили строиться, купили лес и стали сооружать свой дом. Практически все строительные работы Павел Петрович выполнял сам, помогал старший сын, в отдельных случаях приглашал помощника со стороны. Дом получился просторный, светлый, теплый, умелая хозяйка сделала его уютным, справили новоселье. Жить да жить. Но беда постучалась в их ворота. Тяжело заболел Павел Петрович, и Александра Григорьевна три года боролась вместе с врачами за его жизнь, выхаживала и поддерживала.
За плечами Павла Петровича и Александры Григорьевны длинная дорога жизни. В таких случаях принято спрашивать: в чем секрет семейного счастья? Однако, беседуя с Малиновскими, понимаешь, что особенного «секрета», собственно, и нет. А если есть, так это обретение всей полноты жизни в совместно прожитых годах, из которых они взяли все возможности для счастья: пить по вечерам вместе чай, заботиться друг о друге, прощать в мелочах, построить дом и посадить сад, родить и воспитать четверых сыновей, дождаться девяти внуков и девяти правнуков.
И, бросая взгляд в прошлое, они понимают, что любовь, посланная небом, – это благодать и истинное счастье. И благодарят за это Бога.
Елена Брилева
Фото И. Остапенко

Зара над Сожам

Редакция газеты "Зара над Сожам"

Одна и на всю жизнь любовь: семья Малиновских из Ворновки отметила 66 лет совместной жизни: 1 комментарий

  • 20.01.2018 в 11:18 пп
    Permalink

    Вот это подвиг, 66 лет это не шесть и даже не 20. Поздравляю, долгих вам лет жизни и радости.

Обсуждение закрыто.