Покоряемая, но не покоренная заслуженная бабушка

В Корме на тихой зеленой улице в окружении деревьев стоит опрятный ухоженный дом. Здесь в семье своей младшей дочери Раисы Константиновны в довольстве и холе проживает Федора Григорьевна Поплавская, в жизни которой 1943 год стал самым страшным и трагическим.

Жила Федора в деревне Вознесенск Литвиновичского сельского Совета, может и небогато, но спокойно. Как все работала в колхозе за трудодни, получая расчет натурой. На пропитание хватало, а вот на одежду нужны были деньги. А ей, 18-летней девчонке, так хотелось нарядиться. И вздумалось завербоваться на Донбасские шахты – труд тяжелый, зато регулярно оплачиваемый. Там и застала ее война.


С Украины, где была вместе с отцом, добирались назад, как придется. И только дома обнаружила Федора, что сумка с обновками порезана, видимо, искали воры деньги, да не нашли. Так и не поносила она ни пальто, ни кофты, испорченным оказался и отрез ткани, купленный сестре. Много лет прошло, сколько красивой одежды перебывало, а тех вещей до сих пор жальче всего, и не утихает обида.
Когда пришли немцы, хватили лиха. Боялись фашистов и опасались односельчан, принявших новую власть. Они и донесли, что семья привечает и подкармливает партизан.
Нагрянув с арестом, вначале разграбили имущество, затем устроили показательную расправу. Избивали всех жестоко. Особенно старались полицаи из местных. Не жалели и женщин. После Федору, ее сестру и отца забросили на подводу и повезли в Гомель, а мать так и осталась замертво лежать на полу.
Полгода продержали в заключении. На допросах допытывались о местонахождении отряда, его численности и составе, а когда поняли, что задержанные этих сведений не имеют, вышвырнули на улицу – то ли пожалели пулю, то ли не до них было.
Приютил несчастных лес. Так бы, может, и пересидели жуткое время, да устроили эсэсовцы облаву, цепью вооруженных солдат выдавили оттуда прятавшихся людей. Под шальную пулю попала сестра, а Федору захватили в плен и вместе с другими девчатами погнали вперед. На ночь закрыли в большом здании в каком-то населенном пункте. И тут стало известно, что утром их отведут на станцию для отправки в Германию.
Это было то, чего Федора страшилась больше всего. Выход был один – бежать. Ей почти удалось, но, выпрыгнув из окна второго этажа, повредила ногу, и пришлось подчиниться. Еще дважды она пыталась удрать, пока по этапу перемещалась до пункта назначения, но безрезультатно.
А потом было 2 года унижения, изнурительного труда, болезней. Лишь Советская Армия вызволила из рабства.
Казалось бы, после таких лишений судьба должна одарить различными привилегиями. Но легкой жизни не получилось. Трудностей досталось немало: личное счастье не сложилось – не тот человек попался, на которого можно было опереться, так что четверых детей, можно сказать, поднимала одна. Достатка добивалась стараниями и упорной работой. Но женщина достойно прошла трудовой путь в колхозе им. Лепешинского, за что постоянно поощрялась грамотами, подарками и премиями. Награждена медалью «Ветеран труда».
Осенью Федоре Григорьевне исполнилось 95 лет, но она сохранила ясность ума, хорошую память, рассудительность и красоту, которую дает душевная доброта и открытость. И щедро любит и ценит, как самую большую награду, данную за испытания, 8 внуков и 22 правнука. А они и вся ее многочисленная родня трепетно оберегают и обожают свою заслуженную бабушку.


Галина ЛИСИМЕНКО,
фото М. Богдановича

Зара над Сожам

Редакция газеты "Зара над Сожам"