Комсомольское подпольное движение на Кормянщине: Адам Кузьменков

Настоящий патриот своей Родины, отважный партизан, комсомольский и партийный деятель, он был скромным, честным и чистым человеком.

В комсомол Адам Кузьменков вступил в 1928 году 15-летним школьником. Обучаясь в Кормянской семилетке, он готовился к поступлению в ВУЗ. Был период мирного времени, так как гражданская война закончилась, а Великая Отечественная была еще далеко впереди. Не предполагая ее начала, Адам не знал, какие испытания уготованы его многострадальному народу и какую роль сыграет в ней он сам, как член Всесоюзного Ленинского Коммунистического союза молодежи. А пока участвовал в ликвидации неграмотности местного населения, увлекался радиотехникой, любил читать произведения поэтов и писателей-классиков.
Сконструировал в родительском доме детекторный приемник и через наушники «ловил» многие передачи центрального государственного радио. Такое в деревне было впервые, и сельчане собирались под окно, чтобы послушать Москву.
В 1931 году Адам воплотил в жизнь свою мечту – поступил в Московский институт связи. Но долго учиться ему не дала бедность. Лыковые лапти, чуни, ветхая одежонка – это было полбеды, сильно донимал голод. Терпел, сколько мог, а потом все бросил и возвратился домой, где хоть какая-то пища, да была. По уровню грамотности, сообразительности и общего развития его взяли в Кураковский сельский Совет, а затем в Кормянский райисполком. В этот период он вступил в КПСС, заочно окончил Могилевский пединститут.
И тут грянула война. По заданию партии Адам остался в тылу для организации подпольной работы и развертывания партизанского движения на Кормянщине. С августа 1941 г. по октябрь 1943 г. был заместителем командира, а затем комиссаром отряда имени Ворошилова 1-й Гомельской партизанской бригады, а одновременно – секретарем подпольного райкома комсомола.
В первую очередь он привлек к опасной работе своих родственников. Две сестры Мария и Юлия были связными подполья.
О его деятельности можно судить, например, по докладной записке в Гомельский подпольный обком ЛКСМБ:
«…В течение марта-мая 1943 года на территории Кормянского района создано 11 подпольных комсомольских организаций в населенных пунктах…Основной задачей КСМ-организаций является распространение нашей агитационной литературы, выявление лиц, враждебно настроенных к Советской власти, сбор трофейного оружия, мелкие диверсии и террористические акты против немецких ставленников, влияние на молодежь и население с целью создания новых партизанских резервов, а также агитация среди населения, направленная на срыв мероприятий немецких властей.
С момента создания комсомольских организаций, комсомольцы дер. Новая и Старая Зеньковина собрали и сдали в отряд 4 винтовки и 1 ручной пулемет, а также занимались распространением советских листовок. Причем листовки распространялись непосредственно в немецких учреждениях, а также засылались на квартиры полицейских и других немецких служащих. В результате влияния комсомольцы Струменя разоблачили и задержали 3 агентов гестапо, засланных за р. Сож для шпионской деятельности. Комсомольцы Кураковщинского сельсовета готовят убийство двух полицейских, награжденных немецкими крестами, а также готовят диверсию в типографии».
Подавая пример рядовым соратникам, Адам Кузьменков всегда был впереди, отважно бросался в бой с врагами. Не единожды смотрел смерти в глаза. Личным участием, отвагой и мужеством показывал пример рядовым партизанам. Об этом, в частности, говорится в дневнике боевых действий партизанского отряда имени К.Я. Ворошилова 1-ой Гомельской бригады за март-сентябрь 1943 года. В записях перечисляется количество взорванных и сожженных мостов, транспортных средств, строений и фамилии партизан, участвовавших в этом. И везде отмечается Адам Кузьменков.
Такая активная деятельность не прошла легко для него самого. В июле 1942 года был ранен в битве с карателями в голову, из-за чего потерял зрение левого глаза и получил косоглазие правого. В дальнейшем, уже в преклонные годы, и вовсе ослеп, став инвалидом. И это была не единственная скорбная травма – 25 октября 1943 года, незадолго до освобождения, в деревне Задубье фашисты расстреляли его отца Василия Тихоновича, дядю, двоюродных братьев. Получила ранение и мать, от чего и скончалась.
После освобождения Кормянщины Адам Васильевич вернулся к партийной работе. Окончив Высшую партийную школу при ЦК КПБ, занимал руководящие должности в Кормянском, Журавичском, Речицком районах. Неоднократно избирался депутатом районных и Гомельского областного Совета депутатов, являлся членом райкомов партии, делегатом от этих районов на съездах и других высоких республиканских форумах.
И при этом, следует отметить, был великим бессребреником, семья жила очень скромно, хотя имела большие возможности.
Взять, хотя бы, такой факт. Когда Кузьменкова вызвали в Минск для утверждения в должности первого секретаря Журавичского райкома партии, в зал заседаний ЦК КПБ он зашел в полушубке. Это грубо противоречило протоколу и Адаму Васильевичу настойчиво предложили раздеться. С неохотой, но он это сделал, и все увидели, что под верхней одеждой на нем видавшая виды рваная гимнастерка. Члены бюро пораженно замерли. Исход у этого случая оказался хорошим – Кузьменкова одели во все новое.
За ратные и трудовые подвиги А.В. Кузьменков был награжден орденом Отечественной войны I степени, двумя аналогичными орденами II степени. Орденами Красной Звезды, «Знак Почета». Медалями «Партизану Великой Отечественной войны» I степени, «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.», «За победу над Германией», «За трудовую доблесть», «Ветеран труда», «За доблестный труд в ознаменование 100-летия В.И. Ленина», знаком «50 лет в КПСС» и многими грамотами, в том числе Президиума Верховного Совета СССР. Был избран почетным гражданином г.п. Корма.
Умер Адам Васильевич Кузьменков в 2008 году и похоронен в г. Речица.
А. ПОЛЕКШАНОВ

Зара над Сожам

Редакция газеты "Зара над Сожам"