Освящение меда и плодов. Смысл традиций – благодарение!

19 августа – Преображение Господне

Или как называют в народе: Яблочный спас .
Это второй из августовских православных праздников, посвященных Спасителю. В этот день Церковь отмечает событие Преображения Христа, произошедшее перед Его учениками на горе Фавор. Именно тогда Христос впервые явился свом ученикам не просто Человеком: «И просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет». Выдающиеся богословы восточно-христианской Церкви, такие как Иоанн Златоуст и Григорий Палама, отмечали, что на Фаворе Христос впервые приоткрыл людям Божественную сущность (как пишет святитель Григорий Палама, ученики были сделаны из слепых зрячими, восприняв с помощью Бога то, что раньше были не в состоянии воспринять). Именно в день Преображения ученики осознали, что Христос – не просто долгожданный пророк, Мессия, но, более того, всемогущий Господь.

Сколько же традиций, примет, обычаев есть у нашего народа, связанных с православными праздниками. Какие-то из них имеют смысл, другие – лишь суеверие. Как во всем разобраться?

Что касается целительной силы меда, то, пожалуй, ни у кого не возникает сомнений в полезности и целебных качествах этого продукта. Но суеверно придавать меду, освященному в храме в этот день, некую чудотворную силу – значит поклоняться творению, вместо того, чтобы почитать Творца, Который дал нам все эти блага. В молитве священник просит у Бога: «Благословением Твоим Небесным благослови и освяти соты пчел и от них мед, и подай ему действенную благодать, больше всех совершенну, да всякий от него вкушающий, принимая и употребляя в пищу, обретет благополучное здравие, и пищею этой насытится и исполнится всякого блага». Затем окропляет мед святой водой. А вместе с ним и другие приношения верующих. С давних времен сложилась традиция приносить на этот праздник лекарственные травы, морковь и мак. Хотя в церковном уставе нигде нет указаний на это. Но наш народ всегда старался «приспособить» праздник к реальной жизни. Так в славянских землях Маккавеи всегда совпадали со временем созревания мака и вытряхивания его из коробочек. Маккавеи – «веять мак». Вот такое созвучие. А если его веять, значит, его надо тут же и освящать. Хотя к мученикам Маккавеям это не имеет никакого отношения. Ну, лишь бы на здоровье были все эти травы, овощи и внуки радовались бабушкиным пирогам со сладкой маковой начинкой. Ничего плохого в такой народной традиции нет. И в целом у православных христиан, особенно «старой закалки», общепринятым является освящение даров Божьих в храме. В августе – плодов нового урожая, выращенных своим трудом, собранных со своих полей и садов. К сожалению, обычно современные люди покупают и мед, и яблоки с виноградом, и прочие овощи-фрукты на рынках или в магазинах. И при этом приношение их в храм становится лишь внешним атрибутом праздника теми, кто порой не понимает его духовного значения, не участвует в таинственной жизни Церкви. Такие «прихожане» начинают приписывать этим предметам разные сверхъестественные свойства и тем впадают в грубые суеверия. Не надо искать мистики там, где есть простая благодарность и вера. Ведь раньше, когда закладывались эти традиции, народ ко всему, прикладывал свои руки, работая – надеялся на помощь и благословение от Бога, на хорошую погоду, дожди в нужное время. А получив урожай, спешил поблагодарить Творца за дары, которые воспринимались, как милость, как олицетворение благодати Божьей. Часть приношений всегда отдавалась на милостыню нуждающимся.

Виола Лехнович

Зара над Сожам

Редакция газеты "Зара над Сожам"