Освящение меда и плодов. Смысл традиций – благодарение!
19 августа – Преображение Господне
Или как называют в народе: Яблочный спас .
Это второй из августовских православных праздников, посвященных Спасителю. В этот день Церковь отмечает событие Преображения Христа, произошедшее перед Его учениками на горе Фавор. Именно тогда Христос впервые явился свом ученикам не просто Человеком: «И просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет». Выдающиеся богословы восточно-христианской Церкви, такие как Иоанн Златоуст и Григорий Палама, отмечали, что на Фаворе Христос впервые приоткрыл людям Божественную сущность (как пишет святитель Григорий Палама, ученики были сделаны из слепых зрячими, восприняв с помощью Бога то, что раньше были не в состоянии воспринять). Именно в день Преображения ученики осознали, что Христос – не просто долгожданный пророк, Мессия, но, более того, всемогущий Господь.
Сколько же традиций, примет, обычаев есть у нашего народа, связанных с православными праздниками. Какие-то из них имеют смысл, другие – лишь суеверие. Как во всем разобраться?
Что касается целительной силы меда, то, пожалуй, ни у кого не возникает сомнений в полезности и целебных качествах этого продукта. Но суеверно придавать меду, освященному в храме в этот день, некую чудотворную силу – значит поклоняться творению, вместо того, чтобы почитать Творца, Который дал нам все эти блага. В молитве священник просит у Бога: «Благословением Твоим Небесным благослови и освяти соты пчел и от них мед, и подай ему действенную благодать, больше всех совершенну, да всякий от него вкушающий, принимая и употребляя в пищу, обретет благополучное здравие, и пищею этой насытится и исполнится всякого блага». Затем окропляет мед святой водой. А вместе с ним и другие приношения верующих. С давних времен сложилась традиция приносить на этот праздник лекарственные травы, морковь и мак. Хотя в церковном уставе нигде нет указаний на это. Но наш народ всегда старался «приспособить» праздник к реальной жизни. Так в славянских землях Маккавеи всегда совпадали со временем созревания мака и вытряхивания его из коробочек. Маккавеи – «веять мак». Вот такое созвучие. А если его веять, значит, его надо тут же и освящать. Хотя к мученикам Маккавеям это не имеет никакого отношения. Ну, лишь бы на здоровье были все эти травы, овощи и внуки радовались бабушкиным пирогам со сладкой маковой начинкой. Ничего плохого в такой народной традиции нет. И в целом у православных христиан, особенно «старой закалки», общепринятым является освящение даров Божьих в храме. В августе – плодов нового урожая, выращенных своим трудом, собранных со своих полей и садов. К сожалению, обычно современные люди покупают и мед, и яблоки с виноградом, и прочие овощи-фрукты на рынках или в магазинах. И при этом приношение их в храм становится лишь внешним атрибутом праздника теми, кто порой не понимает его духовного значения, не участвует в таинственной жизни Церкви. Такие «прихожане» начинают приписывать этим предметам разные сверхъестественные свойства и тем впадают в грубые суеверия. Не надо искать мистики там, где есть простая благодарность и вера. Ведь раньше, когда закладывались эти традиции, народ ко всему, прикладывал свои руки, работая – надеялся на помощь и благословение от Бога, на хорошую погоду, дожди в нужное время. А получив урожай, спешил поблагодарить Творца за дары, которые воспринимались, как милость, как олицетворение благодати Божьей. Часть приношений всегда отдавалась на милостыню нуждающимся.
Виола Лехнович