О семейном насилии

Насилие в семье как на территории района, так и во всей Республике, остается одной из наиболее острых, но в то же время и сильно недооцененных социальных проблем.

Не секрет, что ряд личностей, оставивших в истории особо кровавый след, в детстве переживали сильные негативные эмоции, в том числе связанные с домашним насилием. Однако, это ничему людей не учит. Родители зачастую не осознают, что семейные скандалы значительно уменьшают шансы на нормальное психическое здоровье ребенка. В особо запущенных случаях дети, не видя родительской любви, не познав, что это такое, напрочь лишаются шанса создать собственную настоящую, а не псевдосемью.
Осознавая существующие проблемы, правоохранительные, местные исполнительные и распорядительные органы, прочие субъекты профилактики района принимают все доступные формы борьбы с семейным насилием.
В частности, в текущем году активизирована работа по привлечению семейных тиранов к административной и уголовной ответственности.
Причинение члену семьи телесных повреждений, побоев (ударов, не повлекших телесных повреждений), физических, а также психических страданий влечет за собой ответственность по ст.9.1 КоАП Республики Беларусь и карается штрафом либо административным арестом до 15 суток.
Уголовным же кодексом предусмотрена ответственность за систематические нанесения побоев либо телесных повреждений (три и более раза), а также причинение продолжительной боли или мучений способами, вызывающими особые физические и психические страдания.
Такие действия наказываются арестом, ограничением свободы или лишением свободы до трех лет.
Ответственность за указанные правонарушения и преступления наступает при наличии заявления пострадавшего. Однако, прокурору предоставлено право возбуждать административный и уголовный процесс за такие деяния и без соответствующего заявления. Эта мера предусмотрена, потому что жертва домашнего насилия зачастую оказывается в зависимом положении от тирана, обусловленной даже не столько материальной, сколько психологической подчиненностью, страхом мести.
Потому в текущем году благодаря взаимодействию милиции и прокуратуры лишь в редких случаях факты семейного насилия остаются безнаказанными, когда обстоятельства конфликта и раскаяние правонарушителя позволяют ограничиться официальным предупреждением.
Так, за 6 месяцев текущего года в Кормянском районе возбуждено 4 уголовных дела за систематическое нанесение побоев супругам. При этом каждый факт семейного насилия остается на контроле, и тех, кто уже дважды совершил такое правонарушение (если насилие было выявлено), правоохранители знают в лицо. Третье подобное действие с их стороны будет уголовно наказуемым.
Очевидно также и то, что семейные скандалисты не осознают как опасность своих действий, так и серьезность последствий. В частности, житель деревни Александровка Кормянского района осуждался за систематическое нанесение побоев своей супруге в 2016 году, отбыл 3 месяца ареста, но не раскаялся, за что в этом году был осужден уже на год лишения свободы.
Существуют и другие формы защиты жертв насилия. В частности, в случае повторного совершения правонарушения в отношении члена семьи, органы внутренних дел выносят скандалисту так называемое защитное предписание, которое, кроме прочего, обязывает правонарушителя покинуть совместное с жертвой насилия жилище. За невыполнение требований защитного предписания также предусмотрена ответственность, включая административный арест.
Для жертвы насилия же создана «кризисная комната», где человек (с детьми в том числе) может безвозмездно пребывать до тех пора, пока не будет устранена угроза. Однако, то ли из-за определенного недоверия, то ли из-за природной скромности нашего населения, она с момента создания пустует. Дополнительно разъясняю, что для того, чтобы воспользоваться услугами «кризисной комнаты», необходимо обратиться к любому представителю власти на соответствующей территории (участковый инспектор, председатель сельисполкома и др.), либо в центр социального обслуживания населения.
Главной же проблемой в работе по искоренению семейного насилия остается общественное сознание. Часто в кругах, в которых наблюдаются его факты, такое противоправное поведение воспринимается как неотъемлемая часть семейной жизни, само собой разумеющееся поведение супругов, при этом даже жертва насилия себя пострадавшей не считает, пытаясь оправдать тирана.
В отдельных случаях по уголовным делам об истязании потерпевшие настаивают на собственной виновности в произошедшем («спровоцировала конфликт», «не промолчала», «не уступила»). Это не нормальное поведение, а свидетельство подавленности воли. Обвиняемые же ехидно ерничают, мол, какое толстое дело собрали из-за синяка у жены.
Однако наибольшую проблему противодействию семейному насилию создает равнодушное отношение окружающих людей, когда проявлением «высшей морали» является позиция невмешательства. Обсуждать – с радостью, но только не вмешиваться. И это, на мой взгляд, пока одна из самых нелепых и отвратительных черт характера значительной части представителей человечества. Например, брат жертвы насилия равнодушен к синякам сестры, потому что, по его мнению, неправильно вмешиваться в дела чужой семьи. Или мать потерпевшей в суде пытается выгородить мучителя своей дочери, потому что «все так живут». А ведь множество убийств можно было бы предотвратить, если бы близкие, соседи или просто знакомые вовремя сообщили в правоохранительные органы о сложившейся ситуации. Когда я только начинал свою работу в прокуратуре, выезжал в составе следственно-оперативной группы на убийство: мужчина до смерти избил свою жену, пока ее родители в соседней комнате смотрели телевизор.
Какой вывод можно сделать из вышеизложенного? Думаю, что он понятен – мы не должны оставаться равнодушными к чужому горю, а воспринимать его как свое. Тогда трагедий удастся избежать. Семейное насилие необходимо искоренить как нелицеприятное явление.
Ю. БОБЕР, прокурор
Кормянского района

Зара над Сожам

Редакция газеты "Зара над Сожам"