О проблемах самооценки в подростковом возрасте

Самооценка подростка выступает одним из основных и наиболее важных компонентов самосознания человека, который включает в себя собственную оценку своей личности, ее характеристик, совокупности качеств и потенциала. Она отмечается ситуативностью, неустойчивостью и подвержена внешним воздействиям.

Характер самооценки подростков определяет формирование тех или иных качеств личности. Например, адекватный уровень самооценки способствует формированию у подростка уверенности в себе, самокритичности, настойчивости или излишней самоуверенности, не критичности.
Слишком высокая самооценка приводит к переоценке себя и своих возможностей. В результате этого у подростка могут возникнуть необоснованные претензии, зачастую не поддерживаемые окружающими. Имея опыт подобного «отвержения», он может замкнуться в себе, разрушая при этом межличностные отношения.
Подростки с низкой самооценкой подвержены к депрессивным установкам. Причем одни исследования выявили, что такая самооценка предшествует депрессивным реакциям или является их причиной, а другие – что депрессивный аффект появляется сначала, а после переходит в низкую самооценку.
Чтобы помочь ребенку увеличить свою самооценку, взрослые должны следовать таким рекомендациям: ни в коем случае не критиковать внешность ребенка, но обязательно постараться помочь ему в решении проблем; родители должны уважать своих детей, прислушиваться к их мнению, не унижать и разговаривать с ними на равных; их нужно постоянно хвалить, но только по делу и конструктивно; не стоит сравнивать своего ребенка с другими детьми, ставить ему кого-то из друзей в пример; за внешним видом подростка необходимо тщательно следить: ребенок должен ходить в чистой одежде, выбрать свой стиль, родители должны научить подростка правильно сочетать элементы одежды; взрослым необходимо помочь подростку достичь успеха в каком-то деле, правильно развивать его скрытые способности и таланты; подросток должен уметь говорить «нет», это поможет ему закрепить свое положение в обществе и повысить самооценку.

Перечислим несколько упражнений и приемов, которые могут помочь повысить самооценку подростка:

– аутотренинг. Подросток должен убеждать сам себя в том, что он достоин уважения других людей.
– общение во благо. Неуверенный в себе подросток должен как можно больше общаться с позитивными, излучающими радость людьми.
– реакция на похвалу. Ребенка нужно научить правильно воспринимать похвалу и комплименты, отпускаемые в его адрес.
– помощь окружающим. Привести самооценку подростка в норму можно, посещая вместе с ним различные благотворительные акции. Помогая другим людям, ребенок ощущает свою значимость для общества, его самооценка повышается.
– борьба со страхами. Родители должны помочь девочке или мальчику осознать, что выглядеть смешным – не так уж и страшно. И лучшим способом для этого будет создание игровой модели ситуации, в которой ребенку нужно будет встретиться со своим страхом. Например, можно предложить подростку поучаствовать в юмористическом спектакле, нарядившись в нелепый и смешной костюм.
Помните, что друзья подростка – это не только сверстники, но и взрослые. У них разные функции и роли, но и те, и другие необходимы ребенку. В мире своих друзей он находит образцы для подражания, в реальной практике общения проверяет истинную ценность морально-этических требований, приобретает социальный опыт общения. В отношениях со взрослыми он усваивает образцы «взрослого поведения», постигает внутренний мир взрослого человека. Тот путь, по которому пойдет формирование личности подростка, только на первый взгляд может показаться обусловленным случайными обстоятельствами. У истоков этой «случайности» всегда стоит взрослый, отношения с ним.
Подготовила помощник
врача-гигиениста Ю. Будник

Зара над Сожам

Редакция газеты "Зара над Сожам"