Под руководством опытного педагога

Хорошее дело, когда к труду, созиданию, новаторству детей приучают со школьной скамьи. Показателен в этом плане опыт работы Хизовской школы, который начал развиваться в середине прошлого века во время существования СССР.

С 1949 г. на базе Хизовской средней школы начала функционировать первая на Кормянщине станция юных натуралистов на общественных началах. По инициативе учителя биологии Бориса Плодунова и под его руководством в Хизовской школе вскоре после войны был заложен небольшой учебно-опытный участок, на котором юные натуралисты проводили опыты, разводя различные сорта овощных и полевых культур. Здесь через несколько лет вырос плодовый сад, уголок белорусского леса, дендрарий, коллекционный участок, ягодники, виноградник, цветочно-декоративное отделение, розарий, сиреневый сад.
Члены кружка юннатов и ученические бригады, в первую очередь, занимались опытничеством. Тематика вытекала из требований учебных программ по биологии. Все наблюдения учащиеся записывали в дневники, делали выводы и использовали в дальнейшем на уроках биологии. Наиболее удачные опыты становились достоянием других школ, внедрялись в колхозно-совхозное производство. Испытания помогали углубить и закрепить знания, полученные на уроках биологии.
Наряду с такой деятельностью юннатами выполнялся и общественно-полезный труд. Ежегодно в дни леса и сада высаживали цветы и декоративные кустарники на пришкольном участке, у ферм совхоза, возле конторы, в мемориальном парке.
Команды «Зелёный патруль» вели наблюдение и охрану леса на площади 30 гектаров вдоль речки в деревне Хизов. Этот лес был восстановлен силами юннатов начиная с 1956 года. Впоследствии был заложен питомник для выращивания саженцев древесных пород. В этом принимали участие юннаты 22 звеньев, в составе 128 человек и вырастили к осени около 20 тысяч саженцев.
Питомникам всегда уделяли много внимания. В первые послевоенные годы выращивали яблони и груши. К 1950 году из их семян было выращено 14 тысяч саженцев. От них ведут начало прекрасные сады по всему району. Учебно-опытный участок постепенно расширялся, на нём появилось множество растений, не культивируемых в Беларуси. После испытывались различные сорта земляники, смородины, малины, крыжовника. Лучшие из них размножались и распространялись. Также наблюдался спрос на цветочно-декоративные и некоторые редкостные растения как сладкие, черноплодные рябины.
Юннаты осваивали новые виды и сорта растений. Закладывались маточники многолетних пионов, флоксов, роз, сортовой сирени, ценных лекарственных растений.
С большим желанием юннаты готовы были путешествовать. Больше всего привлекал местный туризм «от школы к школе». Летом был запланирован кольцевой маршрут по району, чтобы посетить все учебные заведения, составить альбом лучших работ учащихся. Это помогало укреплять связи с кружками юннатов в районе.
В 1966 году решением Кормянского райисполкома на базе пришкольного участка была создана районная станция юных натуралистов. С этого времени начался новый этап в развитии юннатского движения в Кормянском районе. Станция открыла широкое поле для творческой деятельности. Приглашались для участия в работе пенсионеры-садоводы, учителя, цветоводы-любители, работники леса. Была организована постоянная секция заведующих пришкольными участками, проводились семинарские занятия. Все школы района продолжили дело хизовских юннатов по изучению и разведению различных сортов растений. Охрана природы и коммунальное хозяйство выделяли деньги для закупки саженцев декоративных растений, каштана, дуба, жимолости, черёмухи, сирени и др. в количестве 58 тысяч штук. Станции юных натуралистов в организации работы помогал Центральный ботанический сад БССР, научно-исследовательский институт лесного хозяйства и другие учреждения.
В начале 60-х годов студенты Гомельского пединститута на базе нашей школы проходили биологические практикумы.
(Продолжение следует)
С. Сергеенко,
учитель Хизовской СШ

Зара над Сожам

Редакция газеты "Зара над Сожам"