Дубовица основана староверами?

У каждого из нас есть малая родина, где родился, учился, вырос, куда душа хочет всегда вернуться. Сегодня наш исторический рассказ о том, как была основана деревня Дубовица.

В Речицкой люстрации (описи) за 1765 год есть очень интересный абзац: «Слобода Дубовица неосёдлая сейчас из-за генерала Маслова зруйнована и збурана. С той стороны доход упал. На том месте наседае новая слобода. Доход с той новоосёдлой слободы яко с прежней быть плачено не может…» Четыре предложения вмещают в себя целую историю.
Итак, из приведённого выше текста можно сделать только один вывод– в слободе Дубовица, которая позже станет деревней, жили старообрядцы. Это следует из упоминания такой личности, как генерал Маслов.
В 1667 году патриархом Никоном была проведена реформа Православия. Однако часть священников и их прихожан выступила за «старую веру», не приняла реформы и отказалась принимать новый церковный устав. Московский собор предал староверов анафеме, и они начали уходить из Центральной России. В Беларуси (тогда территории Речи Посполитой) староверы-беженцы из Поморья и Центральной России появились во второй половине 17 века.
С 18 февраля 1690 года указом короля Яна Собесского старообрядцы становились подданными Речи Посполитой и находились под покровительством её законов. Им было разрешено свободно исповедовать свою веру, собираться в слободы и селиться в пределах Речи Посполитой. Также королем было дано указание «тем людям, впредь до дальнейшего распоряжения, не чинили никаких претензий, бесправия и привлечения к судам», иначе виновные будут подвергнуты суду, как нарушители общественной безопасности. Конечно, государство соблюдало здесь свои меркантильные интересы. Помимо того, что старообрядцы не представляют опасности для государства, комиссия выяснила, что они ещё и владеют ремёслами, занимаются торговлей, сельским хозяйством, вполне платёжеспособны и могут исправно платить за землю и уплачивать налоги. А именно это и было необходимо краю, который ещё не пришёл в себя после непрерывных войн и бедствий 1648-1667 г.г. Поэтому поселение старообрядцев было исключительно выгодным для властей Речи Посполитой и местных землевладельцев.
Однако Российские власти не желали терять своих, пусть и непокорных, подданных. Императрица Анна Иоанновна даже решилась на войсковую операцию за пределами Российской империи для поимки скрывавшихся старообрядцев.
В дальнейшем, по указу императрицы Екатерины II «ко всем находившимся тогда за польскою границею», последовало требование – вернуть всех беглых в Отечество. Вместе с тем в своем указе она «улещала» польских старообрядцев своими милостями о всепрощении, о предоставлении права не брить бороду, об освобождении от ношения немецкого платья и «прочая льготы обещавая». Но столь «сладостные речи» не усыпили бдительности беглецов. Тогда императрица применила силу. По её повелению «генерал майор Маслов, взем два полка войска, вступив в Польшу, … и обрете в ней до двадесятитысящ жителей обоего пола и через два месяца всех вывел в Россию, большею частию в Сибирь на поселение». В 1764 году началась вторая «выгонка» старообрядцев.
В 1764 году, согласно Речицкой люстрации, слободу Дубовица Рассохской волости генерал Маслов приказал разорить и разрушить. С чего бы это? Скорее всего, по причине исповедания жителями слободы «старой веры». То есть на землях Кормянщины после раскола Русской церкви в семнадцатом веке обосновались беглые «старообрядцы», обрабатывали землю и исправно платили подати. После изгнания в слободе Дубовица, как пишется в пояснении в люстрации, остался один житель польского происхождения. Скорее всего с семьей, так как в документах того времени учитывался только хозяин двора и земли. А имел он в собственности полволоки земли (10,18 га), исправно платил все подати, кроме медового сбора, так как не имел пчел. В слободе в запустении было 122 волоки земли. Это значит, до разорения в слободе Дубовица проживало примерно сто семей. Когда они пришли и основали слободу, сведений не имеется.
Т. Егерова, директор ГУК «Кормянская центральная районная библиотека»

Зара над Сожам

Редакция газеты "Зара над Сожам"

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.