Жизнь прекрасна в любом возрасте

В этом уверена Анна Фурманова из д. Кучин. Поэтому поздравления с юбилеем, которые с любовью дарят ей дети, внуки, правнуки и просто знакомые, принимает с чувством удовлетворения и радости.

На журнальном столе возле кресла – привычного места отдыха 95 летней Анны Евдокимовны – расположились все необходимые ей предметы. Телефонный аппарат, трубку которого она уверенно поднимает после каждого звонка и ведет по ней энергичные переговоры, пульт от телевизора, переключающий каналы, книга и очки для чтения. При необходимости она может подняться и взять нужную вещь, но любит, чтобы все было под рукой. И когда она с любопытством и живостью встретила нас, вошедших в незапертую дверь, я даже засомневалась в её возрасте. Но рассказ о прошлом отбросил все сомнения.
В год, когда началась Великая Отечественная война, Анне исполнилось 17 лет, и была она старшим ребенком в семье. Отец сразу ушел на фронт, оставив дома шестерых детей, жену, да 80-летнего дедушку.
Враги продвигались стремительно и быстро заняли Кучин и Каменку, расположившись в здании школы. Сразу установили свою власть, назначили старосту, поделили землю. Повезло жителям в том, что не нашёлся среди них предатель. В полицию служить никто не пошёл, староста был лояльным, ребята-подростки, выполнявшие мужскую работу, как могли, игнорировали распоряжения немецких властей. Поэтому и партизаны всегда находили здесь продукты и помощь.
Но вскоре прошла молва о том, что молодёжь будут забирать в Германию, и все девчонки и мальчишки кинулись в лес к партизанам. Так и жили в отряде, пока не миновала опасность. Второй раз воспользовались этим кровом чуть не все сельчане осенью 1943 года, когда Красная Армия, перейдя в наступление, освобождала оккупированные земли.
Столько лет прошло, а Анна Евдокимовна ясно помнит, как, заблудившись, сидела в болоте, насквозь промерзшая, удерживаясь на грани возможного. Как дрожала от страха и переживаний, слыша лай собак и плач людей, которых гнали гитлеровцы. Думала, что ей пришёл конец, когда на поляну выехал на коне один из них, прочёсывая лес. Хотел её выгнать, да чуть не увяз в трясине и махнул рукой, решив, что одинокая мокрая девчонка не слишком богатый улов.
Потом полтора месяца, пока шли жестокие бои, находилась Анна в беженках, сначала в Покровске, потом с девчатами в Зятковичах чистила картошку для наших солдат.
Последующие годы запомнились тяжёлой работой. От некогда богатого и знаменитого колхоза «Искра» не осталось ничего, поэтому, восстанавливая его, голодные, раздетые и разутые женщины, девчонки и парнишки пахали на себе, сеяли вручную, но подняли с колен.
Замуж она вышла в 1946 году за инвалида войны, вырастила пятерых детей. Трудилась в сельском хозяйстве – в полеводческой бригаде, на животноводческой ферме. Сыновья и дочки, оканчивая школу, «разлетались» по свету. А затем, нежданно-негаданно в семью пришла беда – заболела и умерла уже взрослая дочь, оставив двоих малых ребятишек. Отец отказался от них, и Анна Евдокимовна забрала внука и внучку к себе и воспитала вместе со своими тремя младшими.
Они продолжают жить с ней рядом, помогая и поддерживая во всём. И сейчас, когда бабушка осталась после смерти мужа в 2006 году и последующей своей болезни одна, внучка Олеся с мужем Александром поселили её в своём доме, окружили заботой и теплом.
Сейчас у Анны Евдокимовны Фурмановой 19 внуков, 18 правнуков и 4 праправнука. Она ещё полна сил, признаётся, что и полы подметает, и картошку чистит, и посуду моет. Досуг проводит у телевизора, просматривая старые фильмы, читает романы, которые приносит ей из библиотеки праправнучка пятиклассница Полина. Единственно, ноутбук, который по вечерам включает младшее поколение, она не освоила, да ещё сотовый телефон, и то только потому, что не считает нужным.
Галина ЛИСИМЕНКО
Фото М. БОГДАНОВИЧА

Зара над Сожам

Редакция газеты "Зара над Сожам"