Конституции суверенной Беларуси – 25 лет!

Принятие Основного Закона – Конституции стало для независимой Беларуси событием, утвердившим понятия: право, долг, совесть, честь.

Работа над современной белорусской Конституцией началась еще в 1990 году на фоне усиления в республиках СССР движений за независимость и так называемого «парада суверенитетов». С ноября 1988 года по июнь 1990 декларации о государственном суверенитете приняли Эстонская, Латвийская, Литовская, Грузинская, Молдавская ССР и РСФСР.
В Беларуси конституционная комиссия была образована Постановлением Верховного Совета БССР 22 июня 1990 года. В её состав вошли 74 человека: 61 депутат Верховного Совета и 13 специалистов в области права (ученых и практиков).
27 июля 1990 года Верховным Советом БССР принята Декларация «О государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики». В документе было заявлено о верховенстве на территории Беларуси Конституции БССР и её законов.
Белорусская Советская Социалистическая Республика 19 сентября 1991 года переименована в Республику Беларусь, принят Государственный флаг, а 10 декабря 1991 года утвержден Государственный герб белорусского государства.
Событийной датой стало 15 марта 1994 года. Принята Конституция Республики Беларусь, которая вступила в силу с 30 марта. Фактически был подведён итог процессам формирования независимого белорусского государства на иной социально-экономической основе, закреплены ориентиры общественного развития, его перспективы. Установлены принципы демократического строя (народовластие, разделение властей, политический плюрализм, верховенство права), приоритеты прав и свобод человека, главенство международного права.
Конституция обладает высшей юридической силой. И сегодня её положения превалируют над иными законодательными актами. Поэтому не случайно она называется – Основной Закон страны.
Именно Конституция 1994 года впервые в истории Беларуси предусмотрела в системе высших органов государственной власти должность Президента Республики Беларусь. Согласно статье 95 Президент является главой государства и исполнительной власти. Для реализации полномочий исполнительной власти в областях экономики, внешней политики, обороны, национальной безопасности, охраны общественного порядка и других сферах государственного управления при Президенте создан Кабинет Министров Республики Беларусь.
Президент имеет полномочия по руководству системой органов исполнительной власти и обеспечению их взаимодействия с представительными органами, назначению должностных лиц, занимающих наиболее ответственное положение в государстве.
Летом 1994 года Президентом был избран Александр Лукашенко.
В сентябре того же года Верховный Совет Республики Беларусь одобрил представленную главой государства Программу неотложных мер по выходу экономики Республики Беларусь из кризиса. Документ предусматривал оздоровление финансовой и денежно-кредитной систем, улучшение торгового и платежного балансов, стабилизацию курса национальной валюты, усиление мер государственного регулирования, повышение управляемости.
С целью разрешения кризиса Александр Лукашенко обратился к народу, выступив инициатором внесения изменений и дополнений в Основной Закон белорусского государства.
На второй республиканский референдум были вынесены два проекта обновленной Конституции.
В результате голосования 24 ноября 1996 года проект Конституции, предложенный Президентом, поддержали 70,5% от общего числа избирателей, проект Верховного Совета – 7,9%.
В обновленном варианте было закреплено положение о верховенстве права. Принятие изменений и дополнений Конституции также повлекло существенное перераспределение полномочий между госорганами.
Вместо Верховного Совета учредили двухпалатный Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь, состоящий из Палаты представителей и Совета Республики.
Был учрежден новый контрольный орган – Комитет государственного контроля вместо Контрольной палаты.
Конституционный суд включили в систему судебной власти, а ранее он входил в систему органов контроля и надзора.
Таким образом, внесение изменений в Конституцию позволило обеспечить эффективную деятельность законодательной, исполнительной и судебной властей в интересах белорусского народа. В дальнейшем проводилась работа по реализации конституционных положений, их развитию в актах текущего законодательства.
Следующий референдум, на который были вынесены вопросы изменения и дополнения Конституции Республики Беларусь, состоялся 17 октября 2004 года. Его итогом явилось исключение из части первой статьи 81 Конституции нормы о занятии одним и тем же лицом должности Президента Республики Беларусь не более двух сроков. За новую редакцию указанной нормы Конституции высказались 79,42% граждан от общего числа внесенных в списки для голосования. При этом характер взаимоотношений трёх ветвей власти не изменялся. Не подвергались изменению и закреплённые ранее гарантии прав и свобод человека и гражданина.
Конституция Республики Беларусь стала не только отражением политических и социально-экономических перемен, но и документом, определившим на десятилетия вперёд вектор развития национальной государственности и совершенствования демократических институтов.
В нашей стране на конституционной основе выстроена системная работа, направленная на обеспечение роста благосостояния граждан, создание условий для улучшения их жизни, удовлетворение материальных и духовных потребностей, оказание содействия развитию их экономической активности.
Внутренняя политика республики основывается на принципах социальной справедливости, защищённости и солидарности.
Единство народа олицетворяет Президент – гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Одновременно глава государства является арбитром над различными ветвями власти.Татьяна ЕРЕМЕНКО

Зара над Сожам

Редакция газеты "Зара над Сожам"