Готовность первоклассников к обучению в школе

Начало школьной жизни – серьёзное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Они должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям.

Идёт формирование познавательной деятельности, развиваются различные виды памяти, словесно-логическое мышление. Высокая эмоциональность способствует преобладанию непроизвольных реакций, но ученики уже могут сознательно управлять своим поведением, подчиняться необходимым требованиям – развивается произвольность. В младшем школьном возрасте у детей активно происходит формирование внутреннего плана действий, начинает развиваться способность к рефлексии.
Как правило, ребята стремятся стать школьниками: они идут в школу с большим интересом и готовностью выполнять учебные задания. Но для многих из них школьные требования слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для этих детей период адаптации к школе может быть травмирующим.
Значение этого периода – вхождение в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.
Основные показатели благоприятной адаптации ребенка: сохранение физического, психического и социального здоровья детей, установление контакта с учащимися, с учителем, формирование адекватного поведения, овладение навыками учебной деятельности.
Индикатором трудности процесса адаптации к школе являются негативные изменения в поведении ребенка: это может быть чрезмерное возбуждение, даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессивность. Может возникнуть чувство страха, нежелание идти в школу и т.д. При неблагоприятном течении адаптации у детей замедляется рост, падает масса тела. Острая заболеваемость первоклассников в этот период может в 2 раза превышать величину этого показателя у более старших школьников.
Ребёнка считают не готовым к школе, если он: настроен исключительно на игру, недостаточно самостоятелен, чрезмерно возбудим, импульсивен, неуправляем, не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию, мало знает об окружающем мире, не может сравнить предметы. Назвать обобщающее слово для группы знакомых предметов, имеет серьёзные нарушения речевого развития, не умеет и не хочет общаться со сверстниками и со взрослыми или, наоборот, слишком развязен.
Наблюдается три уровня адаптации детей к школе.
Высокий уровень: первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно, учебный материал усваивает легко, глубоко и полно, успешно решает усложнённые задачи, прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя, проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе, общественные поручения выполняет охотно и добросовестно и занимает в классе благоприятное статусное положение
Средний уровень: первоклассник положительно относится к школе, её посещение не вызывает отрицательных переживаний, понимает учебный материал, усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи, сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого и дружит со многими одноклассниками.
Низкий уровень: он отрицательно или индифферентно относится к школе, нередко жалуется на здоровье, у него доминирует подавленное настроение, наблюдаются нарушения дисциплины, объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно, самостоятельная работа с учебником затруднена, при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса, к урокам готовится нерегулярно и неохотно, чаще под контролем взрослых, пассивен, близких друзей не имеет и только по именам и фамилиям знает лишь часть одноклассников.
Методы и приёмы оказания помощи первоклассникам в период адаптации: игры-знакомства для установления межличностных отношений, игровая деятельность в учебное и внеурочное время, индивидуальная помощь каждому ученику, одобрение за конкретный результат, поддерживание положительного отношения к учению, физкульт-минутки, точечный массаж, пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики рук, развивающие занятия педагогами класса и психологом школы, коррекционные занятия, рекомендации родителям.
Учим ребенка сравнивать то, чему он научился, с тем, что он мог делать некоторое время назад. Например, сравниваем его ранние работы с работами сегодняшнего дня и вместе обсуждаем пройденный путь. Если такую привычку удастся выработать, то школьник всегда будет стремиться к новым достижениям. А способность эмоционально переживать сам факт успешно выполненной работы повышает уверенность в своих силах.
Пусть ваш ребёнок легко адаптируется к школе!

Татьяна Еременко

Зара над Сожам

Редакция газеты "Зара над Сожам"