Долгая нелёгкая дорога жизни Фрузы Власовой из д. Александровка

Фруза Власова из д. Александровка в свои 90 лет и печь вытопит, и грядки засеет, и урожай уберёт, даже к автолавке ходит, опираясь на палочку.

Такое крепкое долгожительство – заслуга выносливого организма, а не лёгкой жизни. Как любая деревенская женщина того периода, она много работала в колхозе и дома, растила детей, не имея возможности отдыхать и ухаживать за собой. Испытала и войну, принесшую много горя, страха, и тяжёлого труда.
Двенадцатилетняя Фруза накрепко запомнила тот день и скорбные папины слова о том, что фашистская Германия напала на Советский Союз. Ночью началась мобилизация и всех мужчин забрали на фронт. Отец как председатель Ворновского сельского Совета был оставлен по брони. Но он не успел ни эвакуироваться, ни важные документы спрятать, так как немцы пришли неожиданно быстро. Сразу же арестовали его и отправили в Корму.
– Каждый день с ужасом ждали, что его повесят, – вспоминает Фруза Петровна. – Однако от расправы его спас начальник милиции Николай Сосновский. А сам не уберёгся, – горестно говорит она. – Казнили его спустя полгода за помощь партизанам.
Освободившись из плена, её отец, невзирая на опасность, стал связным набиравшего силу партизанского отряда. По ночам, когда мстители приходили к нему за сведениями, девочка просыпалась от скрипа калитки и до утра не могла заснуть, боясь, что найдётся нечестный человек и донесёт немцам. Но никто этого не сделал, хотя все в деревне знали о встречах. До осени 43-го года отец продолжал свою деятельность, потом ушёл с регулярными частями и погиб в одном из боёв.
Красная Армия победоносно наступала и оккупанты начали гонять мирное население на рытьё окопов. Не гнушались и подростками. Вместе со взрослыми Фруза до седьмого пота ворочала мокрую землю, не чувствуя рук от усталости. А потом в колонне под конвоем, подгоняемая окриками, двое суток брела в направлении Рогачёва. Обстрелянные партизанами немцы сбежали, а люди так и сидели в заснеженном болоте, пока наши не вывели их на дорогу.
После освобождения все занялись восстановлением колхоза. Фруза Петровна помнит, как пахала, возила навоз, перекапывала лопатой почву под посев. В очередной раз притащили они с девчонками наполненные тачки, а в поле суматоха, песни, смех и плач. Растерялись, ничего понять не могут. Наконец разобрали слово «победа», всё бросили и стали ликовать вместе со всеми.
До самой пенсии Фруза Власова работала в колхозе «Большевик». Замуж вышла в 20 лет за местного деревенского парня, бригадира полеводческой бригады. Имея уже двоих малышей, отправила его в армию, в подводный флот и три года ждала. Вместе они воспитали пятерых детей, построили дом, где им было хорошо. Ухаживали за домашней скотиной, обрабатывали землю. Не обошло её и горе – троих похоронила чуть ли не подряд. Едва дожив до пенсии, умер от сердечной болезни старший сын. Буквально через четыре дня после него – от инсульта средний. А там и муж ушёл в 72 года.
Фруза Петровна проживает одна. Дочери ещё в молодости уехали по комсомольской путёвке строить Комсомольск на Амуре, да там и остались. Сын также уехал из района после аварии на Чернобыльской АЭС. Все находятся далеко, но к 90-летию мамы собрались в Александровке и дети, и внуки и правнуки, привезя ей и самого младшего – пра-правнука.
Поддерживает её в одиночестве младшая сестра Зинаида, которой тоже за 80. Вместе коротают дни и вечера, вспоминая далёкую молодость.

Галина Лисименко

Зара над Сожам

Редакция газеты "Зара над Сожам"