Людмила Полякова: директор школы, имевшая талант созидателя

Для Людмилы Поляковой Октябрёвская средняя школа является родной в полном смысле этого слова. Здесь она получила аттестат зрелости и серебряную медаль, а позже начала свою трудовую деятельность и проработала долгие годы.

После окончания с отличием в 1970 году Могилёвского педагогического техникума пришла Людмила Михайловна в Октябрёвскую среднюю школу учителем младших классов. А в 1975 – уже имела высшее образование и диплом Могилёвского педагогического института по специальности русский язык и литература. С этого времени начала стремительно расти вверх её карьера. Трудолюбие и широкая эрудиция были замечены. Став педагогом-организатором, Людмила вскоре была назначена на должность директора учебного учреждения. Нелёгкое это дело для 30-летней женщины. В коллективе тогда работали 25 учителей разного возраста, были и старше, и опытней. Но Людмила Михайловна сразу показала себя хорошим психологом.

Как вспоминает бывший историк

Октябрёвской школы Алексей Степаненко, Людмила Михайловна обладала талантом сглаживать острые углы и объединять. Не стеснялась советоваться с опытными коллегами по решению возникающих проблем. И каждому давала возможность реализовать себя. Поэтому «группировок» в коллективе никогда не было – все действовали заодно.

Поддерживала Людмила Полякова и все полезные начинания, в результате сложился симбиоз энергии и стремления к новому, передовому с опытом и рассудительностью, логическим подходом к вопросу, что способствовало созданию и укреплению всего педагогического процесса.

Современные учителя, скорее всего, не поймут ценности изменений, произошедших в школе в конце 80-х. А тогда это был прорыв в сложившихся правилах. Это и оформление красного уголка, где стали проводить все пионерские и комсомольские сборы, уроки истории и политучёбу с молодыми рабочими местного совхоза «Заря коммунизма». И курс на профориентацию под девизом «Хлебороб начинается в школе», в результате которого заключили договор с хозяйством на изготовление в школьной мастерской сельскохозяйственных орудий труда, например, граблей, крепёжных деталей. Были также созданы бригады юных полеводов и ремонтно-строительное звено, оказывающие практическую помощь совхозу.

Учащиеся получили большую самостоятельность не только по организации внеклассных мероприятий, но и всей школьной жизни, включились в движение самоуправления и ни разу не подвели администрацию учреждения.

Много сделала Людмила Михайловна как депутат сельского и районного Совета народных депутатов. Имея бескомпромиссный характер, не страшилась говорить с «высоких» трибун о недостатках и проблемах. Взять, хотя бы, организацию подвоза учащихся на уроки и отвоза по домам. В то время это имело большое значение. Являясь представителем сельской интеллигенции, она выполняла и другую общественную работу: бессменно возглавляла избирательную комиссию, читала лекции как представитель общества «Знание», проводила беседы с совхозными животноводами и полеводами.

Всего достигнутого директором школы не перечислить. Но была ещё и другая сторона её жизни – матери и жены. Как любая сельская жительница, ловко управлялась с домашним хозяйством и земельным участком, создавала уют в доме и выполняла другие семейные обязанности.

Людмила Михайловна давно на заслуженном отдыхе, проживает одна, похоронив мужа, но одинокой себя не чувствует. Часто приезжает сын, который с семьёй живёт в г. Жлобин, а также бывшие учащиеся и коллеги помнят и любят её, навещают, помогают. А некоторые по-прежнему доверяют свои секреты и личные переживания в уверенности, что она всегда даст дельный совет и морально поддержит.

Галина ЛИСИМЕНКО

Зара над Сожам

Редакция газеты "Зара над Сожам"