Узор судьбы, который вышила сама

Уезжать со своей вотчины, в которой живёт уже 74 года, у Анны Никитичны Кухоренко никогда не было даже в мыслях. Ведь здесь родились её родители – Ольга Тимофеевна (1906) и Никита Иванович (1910), здесь жили деды и прадеды, и она прикипела к Петравичам всей душой.

В семье Кухоренко росло шестеро детей, Аня была четвёртой. Родилась через год после окончания Великой Отечественной войны. Послевоенное время известно какое было: куклу заменяло полено, укутанное в платок, конфеты леденцы – только по большим праздникам, одежду донашивала за старшими детьми. В 1953 году девчушка стала первоклассницей.
– Начальная школа тогда располагалась в нашей деревне, моя первая учительница Паша Павловна Жукова была очень строгой, я её побаивалась, – вспоминает Анна Никитична. – Книжек на всех не хватало, букварь читали по очереди. Тетрадку берегла, как могла, ведь их в достатке не было…
В пятнадцать лет А. Кухоренко уже имела трудовую книжку, а в ней запись: принята телятницей на Задубскую МТФ.
– Бригадир фермы Пётр Денисович Бураёв ознакомил меня с рабочим местом, а старшие товарки помогли освоиться, подсказывали и поддерживали, – продолжает делиться воспоминаниями женщина. Через два года меня перевели дояркой. Доверили группу из 18 голов. Коров мы тогда доили вручную, три раза в день, только в 1969 году ферму оснастили аппаратами машинного доения.
Своего суженого – Николая Дмитриевича Тишкова, девушка встретила на улице родного села. Он работал мелиоратором, родом из Рогачёвского района. После непродолжительных ухаживаний сыграли пышную свадьбу.
– С мужем прожили тридцать пять лет, родили четверых наследников, а до загса так и не дошли, говорит моя собеседница. – Мы работали, растили детей, я не думала о штампе в паспорте, считала себя законной женой и всё.
– Анна Никитична, расскажите, пожалуйста, о своей повседневной жизни. Вот слушаю Вас и удивляюсь, как можно, имея маленьких детей, работать на ферме, а ещё дома ухаживать за хозяйством из двух коров, коня, свиней, гусей, кур, огорода в два гектара обрабатывать и справиться со всем этим.
– Ой, так все жили, – улыбается моя героиня. – Вставала в 4.30 утра, делала заготовки для розжига печки, чистила картошку, подготавливала чугунки и бежала на дойку. Приходила с фермы, растапливала печку и кормила скот, поднимала меньших детей. Старшие в школу собирались без меня. Завтрак мужу и ребятам готовила ещё с вечера, потому что газовой плиты не было тогда. Спать ложилась ближе к 12 ночи. Когда была жива моя бабка, помогала с детьми возиться, а когда её не стало, большие уже в школу ходили, а двух дочек 4-х и 2-х лет не на кого было оставить, поэтому часто брала их с собой на ферму. Зимой, бывало, посажу своих девчонок на саночки и везу за два километра …
А ещё у женщины есть любимое хобби – это вышивание. Сколько себя помнит, столько и сидит за пяльцами. Сколько её руками вышито салфеток, скатертей, наволочек и простыней — не сосчитать. Рукодельничает до сих пор. Буквально вчера начала новую работу.
Оглядываясь назад, на прожитые годы, Анна Никитична Кухоренко ни о чем не жалеет. Были в её жизни и яркие, счастливые дни, были и горькие. Но она живёт достойно и не чувствует себя одинокой. Дети и внуки стараются для своей мамы и бабушки, помогают во всём. Да она и сама, несмотря на возраст, не может сидеть без дела. Ведь это поколение, воспитанное на трудностях, легкой жизни не признаёт.

Елена БРИЛЁВА

Зара над Сожам

Редакция газеты "Зара над Сожам"