Силу и надежду даёт вера

Валентина Ивановна Лучковская родилась в 1940 году и выжила в военное лихолетье, чтобы дать жизнь двум дочерям, увидеть внуков и правнуков, дождаться того прекрасного возраста, когда приходит мудрость, когда всё уже есть, а близкиеокружают заботой и лаской.

На одной из улиц агрогородка Коротьки стоит большой кирпичный дом. Когда-то здесь жила семья, а на подворье хрюкали свинки, мычала корова, бегали куры и гуси. Сейчас хозяйка усадьбы большую часть времени проводит у старшей дочери, а дом оживает только летом.
«Замуж я вышла в 1968 году, за Андрея из Богданович. У мужа было одиннадцать братьев и сестёр, поэтому жить стали в моём отчем доме. Сразу после свадьбы затеяли строительство своего семейного гнёздышка и пять лет это продолжалось, – рассказывает Валентина Ивановна. – В 1972 году отпраздновали новоселье, на которое моя мама, Вера Андреевна, подарила тёлочку. В то время коровка была первая кормилица, а если двор без коровы, считалось что «гультаі жывуць».
Валентина Ивановна на минутку задумывается, в глазах появляется печаль.
«Родитей вспомнила, вот и взгрустнула, – продолжает она. – Сама я отца не помню, но нам, подросшим детям, мама часто рассказывала о нём. Когда началась Великая Отечественная война, отец ушёл на фронт, а мама с тремя детьми-погодками, осталась ждать его дома. Немцы молодых женщин сгоняли рыть окопы, и чтобы не помогать фрицам пряталась от них на чердаке и под полом. Вспоминая о том времени, мама рассказывала, что постоянно хотелось есть и всегда было очень страшно. Побыла она с нами и в беженцах в Боровой Буде. В 1943 году до матери дошли слухи, что муж её, Иван Данилович, находится в Бобруйске в плену у немцев, и она пошла пешком в город, чтобы увидеть его. Но когда пришла туда, солдат уже расстреляли… Было нашему отцу всего 30 лет… ».
Видно, что женщине нелегко даются воспоминая, поэтому перевожу разговор в мирное русло: как после войны в школу ходила, как училась, работала.
«Трудились мы с малых лет: и жали, и пололи, и сено заготовливали – всё наровне со взрослыми, – продолжает рассказ моя собеседница. – Ходили на поле собирать гнилую картошку, мама её сушила. Перемалывала и пекла лепёшки. Сестричка Нина в четвёртом классе заболела воспалением лёгких. Не было лекарств, тёплой одежды, ослабленный организм не справился с недугом и она умерла. Вся мужская работа лежала на плечах старшего брата Миши. После школы я поступила учиться на повара, но из одежды у меня было одно ситцевое платье на все времена года. Денег у вдовы фронтовика не было чтобы меня учить, поэтому забрала документы и устроилась на работу, да и матери нужно было помогать на подворье».
Немало пришлось потрудиться В.И. Лучковской за свою жизнь. Работала техническим работником в школе, затем семнадцать лет в аптеке, семь лет отработала в колхозе. Но на всех участках была на хорошем счету у руководства, её уважали в коллективе, объявляли благодарности.
От этой милой, тихой женщины веет добром и теплотой. Наверное это потому, что Валентина Ивановна – человек верующий. Вера в их семье передаётся из поколения в поколение и она считает, что именно она даёт ей силу и энергию.
«Всех людей, – говорит напоследок Валентина Ивановна, – призываю жить в душе с Богом, в уважении и сострадании к людям. Тогда наступит внутренняя гармония и будете радоваться каждому новому дню».

Елена Брилёва

Зара над Сожам

Редакция газеты "Зара над Сожам"