Тепловая модернизация многоквартирных домов с привлечением средств граждан

В Беларуси с 4 декабря 2019 года вступил в силу указ №327 «О повышении энергоэффективности многоквартирных жилых домов», который определил механизм финансирования тепловой модернизации зданий и порядок долевого участия граждан.

В республике около 16% многоэтажек, которые построены до 1996 года и не соответствуют современным требованиям по энергоэффективности. Ранее тепловая модернизация включалась в перечень работ, выполняемых при капитальном ремонте, но затем утепление фасадов за счёт бюджета стало возможно только в случае подтверждённого экспертизой промерзания квартир. Со вступлением в силу указа на эти цели можно будет активно привлекать средства собственников.

Какие работы
предусмотрены?
Пакет А будет включать меры, дающие право на получение предположительно 30-процентной капитальной субсидии от государства на финансирование ограниченного комплекса мер тепловой модернизации: создание автоматизированных тепловых пунктов, установка терморегуляторов и необходимая модернизация труб системы отопления в отдельных квартирах, замена входных дверей и окон в подъездах, а также другие сопутствующие малозатратные мероприятия, включая необходимый капитальный ремонт.
Пакетом B предусмотрено право на получение предположительно 50-процентной капитальной субсидии от государства. Он, в дополнение к пакету А, как правило, будет включать теплоизоляцию кровли, наружных стен и перекрытий над подвалом, а также замену окон в отдельных квартирах, полную стоимость которых собственники жилья должны будут оплатить самостоятельно.
В оба пакета в качестве возможного варианта для собственников жилья включается установка индивидуальных приборов учёта тепловой энергии и внедрение системы начисления платы за отопление по факту потребления на поквартирном уровне.
Каким будет перечень, определяют сами жильцы. В основу положен принцип добровольного их участия. В свою очередь государство предлагает поддержку в финансировании.

Кто может инициировать
тепловую модернизацию?
С таким предложением могут выступить как сами жильцы, так и местный исполком. Решение принимается на общем собрании, для чего необходимо согласие двух третей собственников. При поддержке большинства требования обязательны для всех. При принятии положительного решения в протокол общего собрания вносится конкретный перечень мероприятий. Далее заключается с каждым гражданином договор. Отказ его подписать не освободит несогласных от исполнения обязательств (такой же подход действует и при оплате жилищно-коммунальных услуг).

Как и сколько заплатят жильцы?
Порядок возмещения следующий: для владельцев жилых помещений – в размере не менее 50% затрат ежемесячно равными долями в течение 10 лет. Размер ежемесячных платежей предполагается установить фиксированным на десятилетний период, например, из расчёта одной базовой величины на семью из трёх человек, проживающую в двухкомнатной квартире общей площадью 48 кв.м. Граждане будут оплачивать работы только после их завершения. Размер возмещения определяется пропорционально доле каждого собственника в общей площади жилых и (или) нежилых помещений. На первоначальном этапе от домовладельцев не требуется вносить личные деньги – затраты понесёт бюджет. Будет создан специальный фонд. Его сформируют из средств, поступающих от приватизации жилых помещений (не менее 10%), отчислений на капитальный ремонт (не более 10%) и других источников, например, грантов или займов международных финансовых организаций. В последующем постоянным источником пополнения станут возвращаемые суммы за уже проведенную модернизацию.
По оценкам экспертов, затраты на

епловую модернизацию окупятся за 10-14 лет. Проводимые работы позволят сэкономить ежегодно более 40% тепловой энергии.

Кто вправе рассчитывать
на льготы?
Малоимущих собственников жилых помещений предлагается поддержать путём предоставления безналичных жилищных субсидий. Кроме того, по решению исполкома, если доход семьи ниже бюджета прожиточного минимума, возможна рассрочка не на 10, а на 15 лет. Безналичные жилищные субсидии полагаются в случаях, если на оплату жилищно-коммунальных услуг приходится 20% совокупного дохода для проживающих в городе или посёлке городского типа, 15% – для тех, кто живёт в сельской местности. При тепловой модернизации размер субсидии будет увеличен на сумму, начисляемую за выполненную модернизацию.

Когда лучше всего
проводить тепловую
модернизацию?
Работы дешевле и удобнее всего проводить именно при капитальном ремонте. Эффект от тепловой модернизации будет определяться по результатам первого отопительного периода. Если жильцы примут решение провести тепловую модернизацию, то у исполкома появится право поставить этот дом на капитальный ремонт раньше, чем было первоначально запланировано. Работы проведут в комплексе, с разделением смет.

Каков международный опыт?
Специалистами предварительно изучен опыт ближайших соседей. Похожий механизм опробован во многих постсоветских странах, хорошо себя показал он в Украине, Литве, Латвии.

Отдел жилищно-коммунального хозяйства, архитектуры и строительства райисполкома

Зара над Сожам

Редакция газеты "Зара над Сожам"