Психологическая готовность к школе

Совсем скоро учащиеся сядут за парты и приступят к учебному процессу. Среди них есть особая категория – это первоклассники. Задача их подготовки к школьному обучению занимает одно из важных мест в проблематике детской психологии. Как понять что ваш ребёнок готов к усвоению знаний? На этот вопрос отвечает психолог Кормянской ЦРБ, магистр психологических наук Ольга Климова.

То, что ребёнок читает по слогам и считает до 10 и обратно, ещё не гарантирует его хорошую учёбу в дальнейшем. Психологическая готовность к школе – это в первую очередь необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для начала освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников. Она включает в себя следующие параметры психического развития: мотивационная готовность к учению в школе, вызванная адекватными причинами, интеллектуальная готовность – способность обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. Школьник должен иметь определенную широту представлений, в том числе образных и нравственных, соответствующее речевое развитие, познавательную активность, личностную готовность – развитая учебная мотивация, навыков общения и совместной деятельности. Также у первоклассника должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная и волевая устойчивость, на фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности.
Несформированность одного из компонентов школьной готовности является неблагоприятным вариантом развития и ведёт к затруднениям в адаптации к школе: в учебной и социально-психологической сфере.
Существует ряд признаков, по которым можно определить неготовность к школе. Высокий уровень развития речи, хорошая память, большой словарный запас, но неспособность к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми, недостаточность включения в общую практическую деятельность. Тревожность, или страх сделать ошибку, совершить плохой поступок. Прогрессирующая тревожность ведёт к закреплению комплекса неуспешности, к снижению самооценки. Демонстративность, особенность предполагает высокие потребности малыша во всеобщем внимании и успехе. Таким детям нужно искать возможности для их самореализации. Уход от реальности. Данный вариант наблюдается при сочетании тревожности и демонстративности, то есть, высокая потребность во всеобщем внимании с неспособностью её выразить, реализовать по причине страха. Несамостоятельность, неспособность к произвольной деятельности. Маленький словарный запас, недостаточное развитие речи, памяти, фонематического слуха и моторики. В этом случае ребёнок будет испытывать значительные трудности в овладении новыми знаниями. Отсутствие стремления к учёбе, что становится причиной значительных пробелов в знаниях.
Определить, готово ли чадо к школе, можно с помощью определённых методик, как самостоятельно в домашних условиях, так и на приеме у психолога. Конечно же, готовность к школе – это не только способность считать, отнимать, писать и читать. Важны все компоненты готовности для адаптации к новым условиям.
Самыми популярными методиками являются: тест Керна-Йирасека, графический диктант Д.Б. Эльконина, методика Н.И. Гуткиной, методика Узор Л.И. Цеханской и др. Многие из них можно найти в свободном доступе в сети.
На уровень готовности малыша к школе следует обратить внимание не в августе, перед началом занятий, а гораздо раньше, чтобы успеть исправить недочёты и максимально подготовить первоклассника к новой жизни и новым нагрузкам.
Если вдруг родители обнаружили проблемы, касающиеся психологической неготовности своего ребёнка к учебе, следует обратиться к детскому психологу для индивидуальных консультаций. Специалист подтвердит или опровергнет родительские опасения, подскажет, что делать дальше, и, возможно, посоветует отложить учебный процесс на год. Помните, развитие должно быть гармоничным! Если вам категорически заявляют, что малыш к школе не готов, есть смысл прислушаться.

Подготовила Татьяна Еременко

Зара над Сожам

Редакция газеты "Зара над Сожам"