Труд – смысл долгой жизни

Маленькая хатка на краю Ворновки из двух небольших комнат с низкими потолками и крохотным коридорчиком. Тесно, неустроенно, но чисто и аккуратно. Живёт здесь 95-летняя Елизавета Николаевна Пинцевич.

Дом этот довоенной постройки, можно сказать, её ровесник, был уже не новым, когда Елизавета Николаевна вселялась в него. Так и жила, старея вместе с ним. Вырастила сына Михаила, отсюда сначала проводила его в армию, потом в самостоятельное «плавание». Сейчас сын уже на пенсии, имеет свою семью, а она в первых числах августа справила 95-летие.
А в 41-м Елизавете Николаевне было 16 лет. Ей, старшей из пятерых детей, которых мать, похоронив мужа молодым, поднимала одна, не довелось учиться в школе. Рано пошла работать. В этот день, 22 июня, вместе со всеми заготавливала сено за Сожем, пока председатель не принёс дурную весть – началась война.
Немцы пришли в Ворновку почти сразу, но надолго не задержались, оставив старосту и полицаев. Наведывались, в основном, за яйцами и молоком. Так и повелось: днём фашисты навещают, ночью стучатся партизаны – поесть и взять провизии. К ним, за реку, ушли все мальчишки и девчонки постарше возрастом, чтобы не попасть в рабство в Германию. А за ними – остальные, в том числе и Лизина мать со всем семейством. Больше 2 месяцев отряд укрывал Ворновских женщин и детей.
После освобождения начали восстанавливать колхоз. Трудились все тяжело и много, вручную. Много поговорок сложено о работе, и все – с негативным уклоном. А для Елизаветы Николаевны именно она была смыслом жизни. Благодаря чему дожила до такого возраста и сохранила подвижность. За долгие годы пришлось Лизе работать в лесу, где она с такими же девчонками и женщинами срезала обычной пилой деревья, разделывала их по меркам, грузила на баржи. Заготавливать торф на болоте для завода. В полеводческой бригаде сжинать серпом гектары ржи. На ферме доить коров, выкармливать свиней и выпаивать телят.
Говорят, что человек в жизни обретает то, что ему написано на роду. Но уж слишком много горестей выпало тому поколению. Чуть не с рождения Елизавета Николаевна была обречена на испытания. Даже любви, как положено, не дано было ей. Увлёк местный парень, наезжавший из Ленинграда, обещал, вроде, жениться, но погиб по случайности. А она родила ребёнка. Что пришлось вынести матери-одиночке тогда, знает лишь она, но не жалеет и не раскаивается – зато сын есть, да такой заботливый и внимательный. На склоне лет, в 60, улыбнулось ей счастье, встретилась и сошлась она с человеком, прожила с которым 17 лет. И хранит о нём светлую память.
В 95 лет Елизавета Николаевна Пинцевич бодрая и шустрая старушка. Конечно, заболеваний она не избе- жала – сгорбилась спина, мучает давление. В магазин она не ходит – далеко, зато автолавка подвозит ей продукты чуть ли не под дверь. В последние годы зимы коротает у сына в Гомеле, а на лето возвращается в свою хатку, где умудряется поддерживать порядок, своеобразный уют и личную опрятность.

Галина Лисименко

Зара над Сожам

Редакция газеты "Зара над Сожам"