Промышленность Кормянщины в конце 19 века

В статистических документах конца девятнадцатого века имеется много сведений о развитии промышленного производства на землях будущего Кормянского района.
На территории Могилевской губернии в 80-90 годах 19 века развитие фабрик и заводов шло медленными темпами. И основной причиной, по мнению экономистов и ученых того времени, указывалась малочисленность населения, которое по большей части занималось сельским хозяйством.
По результатам статистических исследований 1881 года на территории Кормянщины были выделены два вида промышленного производства: заводы и кустарный промысел.
Заводы в 19 веке были небольшие и зачастую представляли собой небольшое помещение с несколькими станками или техническими приспособлениями для выработки продукции.

Сукновальные заводы
На сукновальном заводе или сукновальне изготавливали сукно – шерстяную ткань полотняного переплетения с последующей обработкой. Шерстяная ткань становится сукном, потому что поверхность овечьей шерсти покрыта чешуйками или зубчиками, которые придают ей цепкость и способность, особенно под влиянием влаги, тепла и механических сотрясений, плотно сцепляться соседними волосками, или, как говорят, «сваливаться».
Тогда эту работу исполняли особые сукновальные машины, в которых шерстяная, пропитанная теплой жидкостью ткань пропускалась между двумя вращающимися цилиндрами и протискивалась в узкий желоб с крышкой, приваленной грузом. Ткань продвигалась с трудом, сильно сжималась, терлась о стенки желоба и о крышку и таким образом сваливалась. Шерстяные пласты будущего сукна развешивались на просушку.
После того как материя просохнет, приступали к ворсованию. Цель – образовать на поверхности плотно свалянной материи слой торчащих волокон и сделать, таким образом, эту поверхность пушистой и мягкой. Поверхность ткани надирали ворсовальным барабаном, к ободьям которого прикреплялись узкие рамки с насаженными на них шишками ворсянки или железными скребницами. Шерстяные очески шли на набивку тюфяков.
Если ткань была не окрашена предварительно, то следующим этапом было отбеливание серными парами. Под растянутыми полотнами ставили горшки с зажжённой серой. Серные пары обладают свойством отбеливать шерстяную ткань. Теперь материю, чтобы она не смялась, следовало положить под пресс, который представлял собой доски, скрепленные тисками, между которыми складывались суконные полотна. Такой пресс в значительной степени заменял современный утюг.
1) В фольварке Староград у дворянок Теофилии и Марии Хмызовских с 1850 года был устроен сукновальный заводик. На нём был один мастер, которому в помощь нанимались сезонные работники. Завод сдавали в аренду за 120 рублей в год вместе с мельницей мещанину Берке Эткину. В год завод приносил 90 рублей дохода (примерно – 3700 современных белорусских рублей).
2) В фольварке Хизов у дворянина Константина Черепанова сукновальня (1877 года основания) также была сдана вместе с мельницей за 140 рублей в аренду мещанину Гиршу Вакману. Доход составлял 80 рублей. При сукновальне также был один мастер на постоянной службе.
3) В околице Остров дворяне Хилинские Александр и Владимир свою сукновальню (1868 года основания) сдавали за 30 рублей в аренду мещанину Залману Зборовскому. 90 рублей дохода в год.
4) В деревне Рудня Добрицкая крестьянин Витольд Лашкевич (год основания – «с давних времен») сдавал в аренду дворянину (!) Александру Короткевичу за 30 рублей свою сукновальню. Работал на ней один постоянный работник. Доход составлял 90 рублей.
5) В селе Литвиновичи граф Ипполит Чернышёв-Кругликов (год основания – «с давних времен») также отдал в аренду свою сукновальню за 50 рублей купцу Лейбе Цирюльникову. При сукновальне были постоянно работающие мастер и работник. Доход – 120 рублей.
6) В деревне Добрич дворянка Пелагея Дориа-Дерналович (год основания – «с давних времен») сдавала в аренду за 50 рублей мещанину Вельке Крейнину. Доход – 150 рублей. На сукновальне служил один мастер.
7) В деревнях Рудня и Косель священник Василий Евланов свои сукновальные заводы (1842 года основания) сдавал мещанину Эльке Мельникову вместе с двумя мельницами в аренду за 400 рублей. Доход с каждого завода был по 60 рублей.
8) В деревне Рудня дворянка Александра Муромцева сдавала свой завод (1855 года основания) в аренду мещанину Бенциану Быховскому за 15 рублей. Доход завода составлял 30 рублей.
Совокупно на этих производствах выделывали 31000 аршин сукна (43588 метров)
Такое количество сукновальных заводов не является чем-то особенным для нашей местности. Их было большое количество по всей Российской империи. Это связано с введением в 1802 году для пехоты и гарнизонной службы в непогоду и зимнее время шинелей из грубого сукна. Что в свою очередь породило увеличение государственных закупок этой ткани.
В более позднее время суконные шинели носили чиновники. Охотники шили себе суконные охотничьи куртки – тёплые и непродуваемые. Шинельное сукно обладало естественным запахом овцы, который маскировал охотника.

Дегтярные заводы
При Струменьской лесной даче графа Ипполита Чернышева-Кругликова существовал берестово-дегтярный завод (год основания –1864) . Сдавался в аренду купцу Мордуху Магидсону за 200 рублей. Работало 6 человек. Доход составлял 800 рублей в год.

Круподёрные заводы
В описываемый период круподерки были очень небольшими. Приводились силой ветра, воды или животными. Круподёрные заводы изготавливали различные крупы из зерна: гречихи, ячменя и овса. Цены на крупу очень колебались, так как зависели от цены сырцового зерна. Но в среднем стоили в 2-3 раза дороже стоимости зерна. Так, например, пуд ячменя (1 пуд = 16,38 кг) стоил в 1879 году 70 копеек, а пуд перловой крупы – 3 р 20к. Кстати, перловка была самой дорогой крупой. Один килограмм стоил 19,5 копеек. А гречка стоила 11 копеек за килограмм.
В местечке Корма завод мещанина Шевеля Крейнина (год основания 1870) вырабатывал 200 четвертей (1 четверть равна примерно 57,33 кг) крупы в год. Доход составлял 100 рублей. При заводе был один работник.
В силу особенностей местного земледелия, очень часто круподёрки работали на давальческом сырье. И получали за обработку зерна 15 копеек с пуда. Таким образом, круподёрные заводы сходили до состояния мельниц и приносили мизерный доход.
Мукомольных заводов промышленных масштабов не было. Были только сельские общинные мельницы для собственных нужд.

Кирпичные заводы
1) В деревне Кураковщина отставной фельдфебель Андрей Чумаков имел кирпичный завод (1881 года основания), который вырабатывал 25 тысяч кирпичей в год на сумму 125 рублей. Рабочих 2 человека.
2) В местечке Корма кирпичный завод мещанина Лейзара Цейтлина (1877 года основания) производил 18 тысяч кирпичей в год на сумму 90 рублей. Рабочих тоже было два.

Кустарные промыслы
Кустарный промысел был более развит среди сельского населения. Изделия выпускались под заказ или мелкими партиями, которые сбывались на ярмарках либо перекупщикам. Некоторые кустари работали с давальческим сырьём и получали деньги за готовый продукт. Чаще всего кустари работали на дому.

Скорняжный промысел
Скорняки выделывали шкурки и мех животных. Занимались этим делом мужчины, так как выделка требовала больших физических усилий.
Скорняжным промыслом на территории Кормянщины занимались в следующих населенных пунктах: д. Быч – 2 человека (доход – 20-30 рублей); д.Косель – 2 человека (доход – 15-20 рублей); околица Енцы – 1 человек (доход –15 рублей); околица Богдановичи – 1человек (доход – 10 рублей); околица Струмень – 1 человек (доход – 15 рублей); деревня Боровая Буда – 1человек (доход – 10 рублей).

Шорный промысел
Шорники занимались изготовлением и ремонтом упряжи для тягловых животных.
В местечке Корма жил один шорник, который в год зарабатывал 5 рублей. В сравнении с другими шорниками Рогачёвского уезда это очень мало. Видимо, такие услуги были маловостребованы.

Валеный промысел
Валеный промысел заключался в изготовлении валенок и других изделий из войлока.
В селе Рассохи трудился один валяльщик, и его доход составлял 40 рублей в год.
Кроме валенок, изготовлялись ещё и мужские шапки-«магерки», а также рукавицы. Войлок в листах изготавливался для пологов. Также его покупали для потников и подхомутников в лошадиной упряжи. Готовые валенки стоили 40-70 копеек, шапки-магерки 25-30 копеек.

Портняжий промысел
Портных было в сравнении с другими кустарями уже побольше и исключительно мужчины. Женщины этим ремеслом в сельской местности не занимались, а шили для семьи одежду из самотканого полотна.
В д. Быч – 6 человек, доход 5-10 рублей; д. Кобыличи – 2, доход 10-12 рублей; д. Костюковка, Косель, Хлевно – по 1портному, доход 5-10 рублей. В селе Рассохи, деревнях Струкачёво и Шоломеи и околице Богдановичи работало по два портных, доход составлял 10 рублей в год. В деревнях Лужок, Хлусы (современная Александровка) работало по 1 портному. А в околице Енцы – аж три. Доход в год составлял 10-15 рублей.
В местечке Корма было 9 портных, которые зарабатывали по 120 рублей в год каждый; по 50 рублей – двое в околице Сапожки. Жили портные также в деревнях Кураковщина, Барсуки, Новосёлки, Лебедёвка, околице Остров, деревне Боровая Буда по 1-2 человека и получали годовой доход от 5 до 15 рублей.
Портняжное мастерство, возникшее первоначально для собственных нужд, в кругу семьи впоследствии стало специализироваться и переросло в промысел. Шили чаще всего вручную на дому у себя или в доме заказчика и в основном верхнюю одежду – куртки, армяки, полушубки и тому подобное. За пошив армяка брали 15-20 копеек, за полушубок до 70 копеек. Позднее стали шить предметы женского и мужского гардероба: платья, брюки и жилеты, сюртуки.

Обувной промысел
Обувь, как и одежда, затребованный товар. Шили обувь: в деревне Студенец – 1 человек (доход 30-35 рублей в год); деревнях Зятковичи,Тараховка, Лебедёвка – по 1 человеку (доход составлял 5-10 рублей в год на каждого). Больше всего сапожников было в местечке Корма – 7 человек (средний годовой доход каждого составлял 120 рублей в год).

Изготовление деревянных изделий и посуды
В деревне Сырская Буда работал 1 человек и зарабатывал 15 рублей в год. Изготавливал ложки, посуду, корыта, грабли и другой деревянный инвентарь.

Т. Егерова, директор центральной библиотеки

Зара над Сожам

Редакция газеты "Зара над Сожам"