Здесь мира чистота…

За г. Мстиславль, что на Могилёвщине, на самой границе Беларуси и России в живописном, уютном месте разместился Пустынский Успенский монастырь.

Эта обитель мало кому известна. Проживающие здесь немногочисленные монахи, послушники и трудники не особо горят желанием превратить своё поселище в туристический объект. Здесь нет суеты, мирской сумятицы. Хотя паломников хватает. Приезжают сюда люди с разными хворями, душевной неравновесием, прикоснуться к нерукотворному образу спасителя, который проявился на стене одной из келий, помолиться иконе Богоматери Патриаршей Пустынской, окунуться в живительные воды купели и просто походить, вдохнуть животворящую благодать.
История монастыря богата на события как радостные, так и печальные. По преданию основателем Пустынского монастыря является высокородный князь Лугвень (в святом крещении Симеон). Десятый сын великого князя литовского Ольгерда. Симеон был воспитан в православии, глубоко уважал свою веру, строил монастыри, щедро благотворил им, проявил себя как мужественный и храбрый защитник русской земли. Согласно преданию, князь заболел глазами, но с глубокой верой и сердечной молитвой, сопровождаемой искренними слезами, омыл глаза водой из Пустынского источника, и его слепота мгновенно исчезла.
Исцеление князя Симеона сопровождалось и другим поразительным чудом: в ветвях тенистого липового дерева, находившегося над источником, благодатным светом засияла икона Богоматери, называемая теперь Патриаршей Пустынской. Понимая свое чудесное исцеление как милость Богоматери, благодарный князь решил создать здесь иноческую обитель – достойный памятник явленного ему великого благодеяния. Много исцелений происходило от чудотворного Патриаршего образа Божией Матери, и в течение целого ряда веков поклониться иконе приходили не только православные всех званий и состояний, но и римо-католики, лютеране. Само место явления иконы Богородицы в древних актах и грамотах называется не иначе, как уделом «Св. Пречистой в Пустыньках».
По одной из версий, Пустынский монастырь название свое получил потому, что ту местность, где сейчас расположена обитель, еще задолго до исцеления князя Симеона населяли монахи-пустынники, объединившиеся в общежительный монастырь в 1380 году.
Сколько же на долю насельников пришлось испытаний, их убивали, обитель передавали под униатское управление. В 1839 году после 238-летнего униатского плена древняя обитель сделалась снова православной. Но её состояние было столь плачевно, что многие годы понадобились на восстановление и духовной, и материальной сторон жизни насельников монастыря.
После Октябрьской революции, в 1919 году, насельники, пытаясь сохранить монастырь, по благословению священноначалия зарегистрировали на территории обители земледельческую коммуну. После её ликвидации монахи некоторое время продолжали жить в обители и вести прежний образ жизни, но в 1925 году их окончательно выселили. В монашеских кельях разместили детей-сирот, образовав Пустынский детский дом. Сохранились свидетельства очевидцев мученической кончины иеромонаха Филиппа, оставшегося в монастыре. Он, не пожелав покинуть родную обитель, проживал в маленькой часовне, расположенной в западной стене монастыря. Жил он на средства, вырученные с продажи свитых им верёвок. Однажды, как вспоминают очевидцы, когда престарелый отец Филипп находился в своей часовенке, кто-то подпер входную дверь и поджег часовню. Этим трагическим случаем и закончилась иноческая жизнь в старинном монастыре.
За все годы Великой Отечественной войны в Пустынках не было разрушено ни одного здания, не погиб ни один ребёнок, хотя детдом не был эвакуирован. Даже когда местные партизаны на территории монастыря убили полицейского и наставников бросили в тюрьму, никто из них не был расстрелян, все вскоре вернулись к детям. Радостным знаком скорого освобождения Отечества от немецко-фашистских захватчиков стало явление Нерукотворного лика Спасителя на стене одного из классов Пустынской школы. К сожалению, его вскоре забелили, поэтому даже не все детдомовцы и воспитатели смогли его увидеть.
После освобождения в стенах монастыря продолжал действовать детский приют, работала школа, в которую также ходила детвора из окрестных деревень. Величественный храм пытались разрушить, однако мощные стены устояли.
28 августа 2003 года на престольный день в обители был совершен первый после долгих лет запустения молебен. Испросив Божиего благословения, братия, паломники и рабочие начинают кропотливое, трудоемкое и нелёгкое восстановление монастыря. Прежде всего был восстановлен храм Рождества Божией Матери – место для главного делания монахов – молитвы. Также были отремонтированы братские корпуса, построена купель и облагорожен источник, сооружена лестница к храму и произведено частичное благоустройство территории. Седьмое августа 2005 года стало вторым днём рождения для храма на источнике – его освятили митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, архиепископ Пинский и Лунинецкий Стефан и епископ Могилевский и Мстиславский Софроний.
Работы в монастыре продолжаются и по сей день. Братия ежедневно несёт послушания в храме, в трапезной, на огороде, на подсобном хозяйстве.
Когда подъезжаешь к монастырю, то издалека видна белоснежная свеча величественной звонницы, которая как будто призывает: отринь суету, успокойся, все житейские потрясения преходящи, живи с миром и благодатью. А ведь всего этого многим из нас в это бурное время так не хватает.

Виктор Ильющенко

Зара над Сожам

Редакция газеты "Зара над Сожам"