Возраст – награда за достойную жизнь

14 января Марии Анисимовне Шугаёвой из деревни Выношевка исполняется 90 лет.

Биографии женщин, жительниц района, рождённых в 20-30 годы, почти все схожи: оккупация в страхе, голоде, сиротстве, бедности. Тяжёлая работа без денежной оплаты и выходных вместо учёбы в школе. Своя семья – детишки, которых не во что было одеть, обуть, не на кого оставить, и время на внимание им и мужу выпадало только поздно вечером, когда после всех дел уже ни на что не хватало сил. И так – многие годы, пока страна, разорённая войной, вставала с колен.
Так сложилась жизнь и у Марии Анисимовны Шугаёвой из деревни Выношевка.
Когда отец Марии отправился на фронт, было ей неполных 11 лет, а когда возвратился инвалидом – всего 13. Девочка мечтала о школе, начавшей действовать после освобождения деревни от фашистов, а довелось ей пасти коров односельчан. Рассчитывались они за сезон послевоенной таксой: пудом картошки да половиной пуда зерна, позволившей через пару лет сделать пристройку к выделенной в войну колхозом хатке, где семья уже не умещалась. И осталась она с 3-мя классами образования, будучи переростком и стесняясь сидеть за партой рядом с младшими учениками.
В 17 лет Мария устроилась на КСМ разнорабочей. Там и встретила тракториста Сашу, своего ровесника из Семёновки, а в 20 лет вышла за него замуж. Троих сыновей подряд подарила она Александру Ефимовичу. Жила, как все в то время. Угождала свекрови, поднимала детей, крутилась на своём подворье, стараясь получить хоть какую-то копейку, чтобы хватило на всех. Дел хватало. Взять, хотя бы, ежедневную стирку сыновних рубашек и штанишек да мужниной робы, на которой вечером было не разглядеть из-за пыли цвет. Женщины подшучивали над ней, встречая с бельём по дороге к карьеру с водой. Но она всегда содержала семью в чистоте и опрятности.
Была Мария Анисимовна не только примерной матерью и хорошей хозяйкой, уважали её окружающие за сдержанность и серьёзность. Пересуды она не любила и никогда ими не занималась, а всегда, как призналась сама, брала пример с хороших людей, училась у них жизни.
Подрастив немного мальчишек, вернулась на КСМ, где до самой пенсии носила кирпичи и другие строительные материалы. Хотя и нелегко это было для женщины, но трудилась старательно и добросовестно, и не за подарки и премии, которые получала от руководства и профсоюзной организации, а потому что иначе не могла. Лишь однажды сделала перерыв – на рождение четвёртого ребёнка. Втайне надеялась, на дочь, а получила сына, но такого же желанного и милого душе.
Казалось, судьба её сложилась хорошо. Дети выросли и получили профессии, в новом доме царили достаток, любовь и дружба. Ожидалась спокойная старость. Но всё пошло по-другому: одного за другим похоронила она мужа и сыновей, младшего – буквально в ноябре прошлого года.
Сейчас, накануне своего 90-летия, Мария Анисимовна осталась одна. Конечно, её поддерживают внуки, друзья сына – и воды принесут, и дров наготовят, даже полы предлагают вымыть. Их забота ей очень помогает, даёт импульс к жизни, но своих родных она оплакивает ежедневно и ежечасно.
90-летний возраст даётся человеку хорошему, и Мария Анисимовна заслужила его достойной трудовой жизнью.

Галина Лисименко

Зара над Сожам

Редакция газеты "Зара над Сожам"