Жизнь прожить – не поле перейти

Судьба «Тихой Галечки», которой пророчили одиночество Галина Таневич, в девичестве Кравченко, из агрогородка Литвиновичи, вспоминая свою жизнь, жалеет, что многое в ней вовремя не исправила, в результате не добилась того, о чём мечтала.

Родилась Галина Семёновна в засожевской Михеевке. В семье уклад был  устоявшийся, авторитет  родителей – непререкаемый в решении судеб детей. Их согласия никто не спрашивал. Вопреки собственному желанию, на долгие годы попала Галина в Кормянский интернат, хотя можно было  учиться в школе в Солобуте. В летние каникулы, начиная со 2 класса, она помогала маме на приусадебном участке и в колхозе жать зерновые, полоть свёклу и лён. Чтобы было сподручнее, папа смастерил ей маленькие деревянные грабельки и, для интереса, нарисовал на них танк, о том, что хочет цветок, она не посмела даже намекнуть. Другие ребятишки бежали купаться или заводили игры, а она, знай, работала.

И когда подросла, развлечений не видела. Бригадир, бывало, говорил матери: «Галечка твоя хлопцев боится, вечерами не гуляет – замуж не выйдет».

В школе Галина лучше всех усваивала немецкий и учительница настоятельно советовала ей добираться до Минска и  поступать на факультет иностранных языков. Однако на высказанное родителям намерение девочка услышала от них: «Куда отправишься, тихая, да малая, ничего не добьёшься, ещё и забьют». Не отпустили они и на курсы проводниц. Посовещавшись между собой, выбрали ей специальность поварихи. Но тут воспрепятствовала медицинская комиссия: слабое зрение, нельзя  тяжёлые котлы таскать.

 В конце концов, устроили Галину на зеркальную фабрику. Везли её в Гомель, а она ехала, как «овца на заклание» – покорно, но неохотно. Работала без удовольствия, зато вечерами получала на занятиях профессию по своему выбору – машинистки-телетайпистки. Так преуспела, что прибыли за ней из воинской части, пообещали хорошие условия. Летела она домой, как на крыльях, чтобы обрадовать своих «стариков». А они, узнав, что по тревоге придётся садиться в кузов машины с солдатами, запретили наотрез: «Ночью, с мужиками, а вдруг, что случится!».

Материал полностью опубликован в газете № 9 «Зара над Сожам» – печатная версия.

Галина Лисименко

Фото Михаила Богдановича

Зара над Сожам

Редакция газеты "Зара над Сожам"