Быть любимыми и научиться
любить других

Растить чужих детей как своих – не работа, а душевная потребность.

Милосердие, наверное, заложено в генах человека и передаётся в поколениях. Доказывают это две приёмные семьи матери и дочери из деревни Зятковичи.
Вначале взяла мальчика на воспитание Любовь Евмененко. Долгое время она заведовала сельским клубом, работала там же уборщицей, поднимала своих детей. А когда сын и дочь выросли, в семье появился Руслан. Мальчик был трудный, ни к чему не приученный, но Любовь Павловна отдала ему, «первенцу», душу. «Воспитала его лучше, чем собственных», – признается она. Дала ему и специальность – он окончил Рогачёвское профессионально-техническое училище. Вместе с этим ребёнком открылось в ней чувство, которое иначе, как человечностью не назовешь. При возможности всех бы пригрела, приютила, приголубила. Не раздумывая, взяла двух братьев: Сергея, постарше и покрепче и Илью, маленького, худенького, слабого. Настолько истощённого, что в 4-летнем возрасте казался годовалым, даже ножки его не держали. Забота и уход сделали своё дело, он вырос, поправился, но здоровье осталось неважным.
Не все плохие привычки, укоренившиеся с рождения, удалось победить. Например, ребята не умели беречь и делиться. Всё, что попадало в руки Руслану, тут же непроизвольно ломалось. А Сергей и Илья перед сном разбивали молотком все машинки специально, чтобы никто больше ими не пользовался. Сколько игрушек у них перебывало, – не счесть, ведь для них ничего не жалели. Особенно для Илюшеньки, младшенького и хворого. Носились с ним, как с писаным яичком, он до сих пор пользуется особым к себе отношением, хотя перешёл уже в 9 класс. Сергей теперь учится в Чечерском лицее, получая рабочую профессию.
Её дочь Ирина Бобкова в молодые годы училась в Славгородском лицее, работала бухгалтером хозяйства, продавцом в магазине, устраивала личную жизнь. Лишь позже поняла, что тянет её к детям неудержимо. Не имея собственных, поехала с мамой в Гомельский Дом ребёнка за чужими. Выбирала малышку, по её словам, с тёмными, как у себя, волосами, чтобы сильно не отличалась на вид, и взяла Марину, понравившуюся ей сразу. Лишь намного позже узнала, что она из цыганской семьи и воспитание нужно было другое, основанное на обычаях и корнях. Поэтому дала ей, что знала и умела сама, а школа – что положено по программе. Девочка оказалась способной к языкам, быстро освоила русский, белорусский и итальянский. В Италии она часто гостила. В данное время ей исполнилось уже 17 лет, и она хочет стать парикмахером.
– В прошлом году, – рассказывает Ирина Ивановна, – попала ко мне Ульяна, крошечная, не достигшая ещё и 2 лет. Весила всего 6 кг. Опасалась, что и ходить она не сможет. Ночами не спала, выхаживала её. На козьем молоке отошла, вес набрала, на ножки встала. Как я радовалась. Но её быстро забрала мама. Поверите, я даже плакала по ней. Предупреждали меня специалисты социально-педагогического центра, чтобы не привязывалась к детям, а я не могу, сродняюсь и каждого люблю. По привычке Милану называю Ульяной, а она меня поправляет.
Милана – новая воспитанница Ирины. Шустрая 3-летняя девчушка. С братом Максимом они очень домашние, занималась ими бабушка – инвалид детства. Но мамы, как таковой, ей явно не хватает – бегает за Ириной хвостиком, при первой же возможности лезет на руки. Самая старшая у них – 7-классница Настя – помощница и защитница маленьких.
– Своих детей я никогда не имела, – говорит Ирина Ивановна, – и различия не вижу. – Они мне все желанны и милы. Стараюсь, чтобы получили необходимые знания и навыки, кроме бытовых условий: со старшими выполняю школьные задания. С младшими мастерю поделки, учу стихи, читаю им книжки. С животными знакомлю, с растениями. Всегда консультируюсь с учителями и воспитателями детсада. Работа – это, вон, огород, а с маленькими людьми – движение души.
А огород у Ирины ухоженный, без единого сорняка, много цветов. И как дизайнерская фантазия – во дворе сооружены интересные композиции из плетёных заборчиков и еловых шишек. Стоит круглый столик с фигурными табуретками. На подворье бегают козлята, в сарай то и дело, щебеча, залетают ласточки. Хорошо здесь, привольно детям, где они получают уроки любви, человечности и отзывчивости на чужую боль.

Галина Лисименко

Фото Михаила Богдановича

Зара над Сожам

Редакция газеты "Зара над Сожам"