«Спрос и предложение падают наперегонки». Что ждет автомобильный рынок Беларуси

Сегодня на автомобильном рынке Беларуси сложилась неоднозначная ситуация: аномальный рост российского рубля, резкий скачок цен на фоне нестабильной экономики, сокращение выбора автомобилей, повышение ставок кредитования и туманные перспективы в будущем. Негативные последствия ощущают на себе и автодилеры, и покупатели. Мы пообщались с экспертами и узнали, что ждет отечественный авторынок и какие марки авто пока еще доступны к покупке.

Почему спрос падает, а цены растут?

Сергей Варивода, член правления Белорусской автомобильной ассоциации «БАА», отмечает, что очень быстрое падение продаж на отечественном автомобильном рынке произошло на фоне ценового шока, который испытали потребители в связи с резким повышением цен.

Он отмечает еще три фактора, которые повлияли на падение спроса: высокие процентные ставки по кредитам, уровень доходов населения и общая мотивация людей.

Сергей Варивода, член правления Белорусской автомобильной ассоциации «БАА»

– Доступность потребительских кредитных и лизинговых продуктов, которая измеряется в том числе показателем долговой нагрузки и другими параметрами, на текущий момент очень снижена. При этом процентные ставки высоки, а предложений, из которых можно было бы выбирать, немного.

Уровень же доходов большинства потенциальных кредитополучателей не позволяет привлекать кредит либо брать авто в финансовый лизинг на таких условиях и по ценам, предлагаемым рынком, ведь доходы населения не выросли за последние несколько месяцев.

Замечу, что при существующей инфляции и высоких процентных ставках в перспективе нескольких лет цена автомобиля может увеличиться вдвое.

Сергей Михневич, генеральный директор компании «Активлизинг», в прошлом председатель правления БАА, отмечает, что в среднем лизинговые платежи сегодня выросли на 30–50% по отношению к тем, которые были еще полгода назад.

Сергей Михневич, генеральный директор компании «Активлизинг»

– Есть специальные совместные программы с автодилерами, позволяющие снизить ставку по лизинговому платежу через компенсацию. Есть также варианты рассрочки по некоторым брендам, когда клиенту не приходится переплачивать. Однако такие предложения очень ограничены. Самое выгодное лизинговое предложение сегодня существует на автомобили ГАЗ, в белорусских рублях.

В основном автодилеры не идут на создание специальных лизинговых программ в силу сложной ситуации на рынке. Те, кто продает в лизинг, – продают на условиях по ставке 26% годовых в белорусских рублях и 12–15% годовых в долларах. В июне 2022 ставки стали снижаться, но в апреле и мае они были на пике.

Volkswagen, KIA, Lada – какие еще машины доступны сегодня к покупке?

Сергей Варивода отмечает большую роль психологического фактора в сложившейся ситуации. С одной стороны, это неуверенность в завтрашнем дне и желание отложить покупки до более стабильных времен.

С другой стороны, человек, который долго сберегал деньги на покупку авто в долларах, получая по крохам депозитные ставки в размере 5% годовых, сталкивается с тем, что желаемый автомобиль подорожал на 50% в долларовом эквиваленте, и это отталкивает от немедленного совершения покупки.

По словам эксперта, пока еще автомобильный рынок Беларуси является рынком покупателей, но не исключено, что в перспективе нескольких месяцев он превратится в рынок продавцов.

Варивода также отмечает, что на данный момент у многих автодилеров Беларуси хранятся достаточные складские запасы машин.

И даже прекращение поставок по ряду марок в связи с введенными санкциями, пока не меняет соотношения – предложение, которое включает в себя единичные экземпляры некоторых европейских марок и сотни машин корейских, китайских и российских автопроизводителей, опережает потенциальный спрос. Но такая ситуация, по его мнению, продлится недолго.

Сергей Варивода, член правления Белорусской автомобильной ассоциации «БАА»

– Например, доступность такой популярной в Беларуси марки, как Lada, пока не вызывает опасений на все лето. Есть предложения у Volkswagen в различных цветовых решениях. Заметьте, даже дилер Volkswagen сегодня имеет достаточное количество машин для того, чтобы проводить акции и распродажи. Так что пока доминирует предложение, и оно превышает спрос.

Однако это лишь картина в моменте. Перспективы пополнения складов автодилеров, которые потихоньку все же будут освобождаться, неочевидны. И ситуация по разным маркам будет отличаться. Возможный дефицит также приведет к росту цен.

Предложение будет сокращаться, а спрос будет стагнировать с перспективой очень медленного восстановления – вероятнее всего, начиная с 4 квартала 2022 года.

Сегодня спрос и предложение на отечественном автомобильном рынке наперегонки бегут на кладбище. Кто из них добежит первый – покажет время.

Говоря о российском автопроме, Сергей Варивода приводит в пример перерабатывающую отрасль РФ, где существенное падение запасов опережает возможность нового производства.

Он отмечает, что никто не знает точно, какое количество запасов комплектующих осталось на складах российских автопроизводителей, чтобы собрать авто даже упрощенной комплектации. Однако, по его словам, запасы чипов, микросхем, которые используются в большинстве блоков современного автомобиля, потихоньку снижаются.

Автоэксперт Андрей Провоторов отмечает, что на данный момент в Беларуси доступны к покупке Geely, Haval, Chery, VW, KIA, Mazda, Mitsubishi, Renault, Nissan, Lada, Hyundai, Audi.

Андрей Провоторов, автоэксперт

– Цены выросли, но автомобили в наличии еще есть. Больше всего перспектив – у китайских брендов. По наличию автомобилей, ценам, наличию финансовых программ.

Авто продолжат дорожать?

Сергей Варивода отмечает, что ситуация может усложниться и многое зависит от дальнейшего курса российского рубля. По его мнению, желающим купить новый автомобиль выгоднее сделать это сейчас.

Сергей ВариводаЧлен правления Белорусской автомобильной ассоциации «БАА»

– Мы работаем с двумя китайскими марками из трех присутствующих на рынке – это Haval и Chery, которые импортируются на территорию РФ и затем поступают в Беларусь. Пока мы не видим ограничений на чистый импорт авто.

По марке Chery перспективы поставок на рынок безоблачные – авто будут и через полгода, и через год. Haval же производится на заводе в России под Тулой и, как любой производитель, может быть подвержен влиянию санкций. Я не смогу дать прогноз на год, но до конца 2022 года произведенных автомобилей более чем достаточно для обеспечения текущего уровня спроса. Также есть вопрос цены – мы не знаем, какая стоимость у авто будет завтра.

У тех автодилеров, которые импортируют автомобили из–за пределов Таможенного союза, например, Audi, ничего не поменялось, за исключением, может быть, более сложной логистики. И цены находятся на очень конкурентном уровне. Однако таких дилеров на начало 2022 года было около 5%, а более 80 % авто поставляется из РФ. И здесь мы имеем кумулятивный эффект двух мощных факторов: резкое повышение цен в российских рублях – мы фактически импортируем в Беларусь инфляцию в автомобильной отрасли из России, и резкое укрепление российского рубля к белорусскому – на 30%, которое и легло в цену.

Сегодня в большинстве дилерских салонов цены сформированы еще по курсам марта–апреля 2022 года. Если рано или поздно российский рубль не начнет слабеть к белорусскому, то авто, ввозимые из РФ, будут продолжать дорожать.

В отличие от России, куда идет значимый поток валютных средств, в Беларуси, скорее всего, экспорт будет снижаться. Белорусский рубль начнет слабеть к доллару и евро, соответственно, к российскому рублю еще больше. Это также скажется на ценах. Поэтому тем, кто хочет купить автомобиль в этом году, я бы посоветовал покупать из остатков, так как в них заложен курс менее 4 белорусских рублей за 100 российских. А сегодня дилерам придется приобретать валюту и завозить автомобили уже по 4,5 рубля.

Авто из Европы: для тех, кто не терпит альтернатив

Сергей Михневич считает, что сегодня, благодаря снятию постковидных ограничений и открытию границ, можно купить новое авто в Литве и других европейских странах.

Сергей Михневич, генеральный директор компании «Активлизинг»

– Новый автомобиль можно привезти из–за рубежа. Благо сейчас границы потихоньку открываются, постковидные ограничения снижаются. На фоне ослабления евро к доллару европейские авто стали более конкурентоспособны, плюс существуют налаженные каналы поставок.

Более того, в Европе уже открываются автосборочные производства, которые были закрыты после начала боевых действий в Украине. На фоне этого, думаю, цены на авто с пробегом также начнут снижаться и станут еще привлекательнее для ввоза в Беларусь, так как в Европе будет обеспечен определенный приток новых машин.

Эксперт обратил внимание на то, что сегодня мы видим возвращение интереса к авто с пробегом. По его словам, они более доступны и предлагаются по лизинговым и кредитным программам.

Сергей Михневич, генеральный директор компании «Активлизинг»

– Цена на эти машины, с учетом соотношения «цена – качество комплектации», весьма привлекательна, что не играет на руку автодилерам. Думаю, что сейчас мы возвращаемся в эру продаж авто с пробегом. Однако есть фактор, который пока не дает снижаться в Беларуси ценам на автомобили б/у, – спрос со стороны россиян.

Сегодня все больше граждан РФ приезжают в Беларусь и покупают машины как у самих граждан, так и у перекупщиков. Думаю, что тенденция будет расти и не позволит снизиться ценам на авто с пробегом.

А что с ценами на китайские авто?

И на белорусском, и на российском рынке растет доля китайских автопроизводителей. По статистике марта, апреля и мая 2022 года, доля авто из Поднебесной на российском рынке значительно увеличилась. Хотя в Беларуси она и так была достаточно высокой за счет Geely.По словам Сергея Вариводы, рост может продолжаться не только за счет присутствующих трех марок – Geely, Haval, Сhery, но и за счет прихода сюда тех китайских автопроизводителей, которые уже есть в России, – таких как Dongfeng, Chery Exeed, Faw, Changan.

Сергей Варивода, член правления Белорусской автомобильной ассоциации «БАА»

– Конечно, было бы выгодно поставлять автомобили в Беларусь напрямую из Китая – в этом случае они бы были дешевле. Даже с учетом усложнившейся логистики (ранее авто поставлялись через Клайпеду, сейчас – через Владивосток) подорожание все равно бы не составило 50%, как сейчас. Однако пока это сделать нельзя.

После вступления в Таможенный союз Беларусь приняла на себя определенные обязательства по соблюдению технического регламента. В результате сегодня мы не имеем возможности провести сертификацию автомобиля, и единственный выход – работать с российскими дилерами. Решения этого вопроса пока нет.

Сейчас в правительстве идет обсуждение по разрешению параллельного импорта и, соответственно, возможности получения белорусскими импортерами сертификатов соответствия транспортных средств. Однако на национальном уровне эту проблему решить сложно, так как законодательное решение принималось на уровне ЕАЭС.

Да, сегодня белорусы вынуждены переплачивать за автомобили, которые отечественные дилеры ввозят из России. Зависимость от РФ привела к тому, что мы вынуждены импортировать из России колоссальную инфляцию.

Сергей Михневич отметил, что почти все заводы, кроме АвтоВАЗа, в России стоят, и у китайских брендов сегодня наиболее выигрышная и стабильная ситуация. По его словам, именно они будут формировать в ближайшие месяцы объем продаж.

Сергей Михневич, генеральный директор компании «Активлизинг»

– Если Китай найдет возможность не сталкиваться с санкционными ограничениями, то тренд расширения присутствия китайских авто на рынке Беларуси будет развиваться. Но проблема еще и в том, что стоимость китайских автомобильных брендов зависит не только от курса доллара или юаня к белорусскому рублю, но и от стоимости логистики. А логистика поставок комплектующих из Китая в РФ или в РБ весьма дорогостоящая – на фоне санкций и поиска обходных путей, постковидных проблем, сбоев логистических цепочек. Это может негативно повлиять на ситуацию. Однако я думаю, что тенденция будет развиваться, что, впрочем, вряд ли снизит цены.

Обратите внимание, сколько сегодня стоит Geely, даже со сборкой в Беларуси – они значительно подорожали. И даже административное решение по ценовому регулированию, которое сейчас принимается, не может серьезно изменить уровень цен в силу объективных экономических предпосылок.

Это не единственные сложности – сегодня китайские бренды начинают диктовать свои условия на рынке. Если раньше они сами проявляли инициативу и просили, чтобы их представляли в Беларуси действующие дилерские сети, то сейчас ситуация изменилась. Китайские производители выставляют очень высокие требования к белорусским дилерским сетям, включая требования к шоурумам, брендбуку и так далее. А автодилерам сегодня очень сложно инвестировать в редизайн действующих шоурумов, проводить сертификации модельных рядов, которые ранее не были сертифицированы в рамках Таможенного союза.

Несут убытки и рассчитывают на помощь государства: что происходит с дилерами авто?

Сергей Варивода заметил, что сегодня белорусские автодилеры несут колоссальные убытки по причине резкого снижения продаж.

Сергей Варивода, член правления Белорусской автомобильной ассоциации «БАА»

– При том объеме продаж, который сегодня имеют автоцентры, расходы окупить невозможно. Экономика дилерских центров убыточна, достаточно серьезно сокращаются рабочие места, поэтому мы заинтересованы в решении вопроса с ценами не менее, чем наши покупатели и регулятор – МАРТ, который и контролирует цены. Однако помочь может только решение, принятое на законодательном уровне.

БАА планирует дополнительно обращаться в правительство, в тот самый антикризисный штаб при Совмине. Мы понимаем сложности решения на национальном уровне, однако, думаю, сейчас необходимо выходить за рамки стандартных решений, чтобы выжить.

Источник: Мининстерство финансов РБ

Зара над Сожам

Редакция газеты "Зара над Сожам"