500 страниц любви и преклонения

Почётный гражданин Кормянского района,
бывший учитель Литвиновичской средней школы Владимир Сафонов издал книгу
о своей малой родине – агрогородке Литвиновичи.

Не только любить страну самому, но передать это чувство молодым. Оставить им память о малой родине, её истории, людях, ценой жизни и труда которых последующие поколения получили возможность жить и творить в мире и согласии. Рассказать о богатстве и красоте окружающей местности, щедрости природы. Такую цель поставил перед собой, посчитав долгом и честью, Владимир Сафонов, ныне пенсионер, ветеран педагогического труда, с 1972 по 2014 год работавший учителем Литвиновичской средней школы. Этому делу он посвятил много лет, а затем по результатам исследования издал иллюстрированную книгу «Литвиновичи. Историко-культурный и географический обзор», избрав девизом фразу «От знания своего края – к знанию истории своей Родины».
Нельзя сказать, что книга далась ему легко и быстро. Предшествовала ей многолетняя упорная работа, обращения в Национальный исторический архив, поездки по стране с фотофиксированием памятников, беседы с односельчанами и размышления над их рассказами, фотографиями и письмами-треугольниками с фронта, изучение биографий предков, сбор исторических и географических сведений, долгие вечера и ночи, занятые составлением, классификацией и обобщением собранного материала.
Что послужило побуждаю-щим мотивом для учителя сельской школы? Вся его жизнь, начавшаяся в 50-х годах прошлого столетия, и преклонение перед боевыми и трудовыми подвигами земляков, которым он решил отдать дань памяти печатным словом.

Просвещаясь самому, просвещать других
Владимир всё своё отрочество, начиная с 10 лет, пребывал в работе. Шестидесятые годы являлись для белорусского села нелёгкими. Республика тяжело отходила от потерь, нанесённых Великой Отечественной войной. Люди жили скудно, голодно, но трудились не покладая рук. Главным для них было возвращение былой мощи народа и страны. Стремились помочь родителям и дети, с которых спрос был как со взрослых. Летние каникулы они проводили на полях. Владимир, с рождения проживая в деревне, хорошо знал и понимал крестьянский труд, заботы местных жителей, в том числе отца Степана Ивановича и матери Степаниды Владимировны – колхозных полеводов. Поэтому с 10 лет «разгонял» на конной тяге картофельные борозды, подвозил сено к стогам, успевал проследить за успехами сверстников и ребят помладше – был, как с усмешкой вспоминает теперь, главным «водителем кобылы».
Рано повзрослев, смотрел на односельчан и думал о том, что этими знакомыми людьми одержана такая победа, возрождается деревня и вся Беларусь. Он любил их, хотел для них лучшей доли. Так зажглась у него в душе искра, которая разгоралась всё ярче по мере приобретения им знаний и жизненного опыта.
Владимир понимал, что нужно много учиться. А так как в деревне самыми уважае-мыми и грамотными людьми были учителя, то и выбрал эту профессию, после окончания школы поступил в Лоевское педагогическое училище.
Однако проникся будущей специальностью не сразу, ему казалось, что взаимодействие с младшеклассниками не даёт простора его задумкам. И лишь на практике в родной школе сформировал к ней отношение. Мария Ладик, под руководством которой проходили занятия, давала ему возможность в выборе форм и методов подачи материала, потихоньку подталкивая к правильному решению. Именно тогда он понял многогранность будущего дела, увлёкся необходимостью не только просвещаться самому, но и просвещать других.

Талант быть учителем
Служба в армии сыграла значительную роль в возмужании. Благодаря ей он стал смотреть на жизнь глазами взрослого человека, а не деревенского парнишки, каким был. Сразу после увольнения в запас, поступил в Гомельский педагогический институт, получив высшее образование на историко-филологическом факультете. Но по данному профилю работать ему не пришлось, так как недостатка в таких специалистах Литвиновичская школа не имела. Вот и вышло, что Владимиру Степановичу, владевшему крепкими армейскими навыками, предложили вначале место преподавателя военного дела, в то время очень важного и популярного, которому он отдал большую часть своей души. А затем он занял должность учителя географии – предмета очень сложного, но интересного. Постигал тонкости и применял их на деле с большим увлечением. С ними, по его словам, случилась у него взаимная любовь.
Как вспоминает его бывшая ученица, теперь председатель Литвиновичского сельского Совета Светлана Попасёмова, поражало отличное знание темы и умение довести её до класса. Но больше всего – отношение к детям. Обращение к каждому на «Вы». Он и сейчас при встрече с любым малышом даёт понять, что видит в нём Человека – назовёт по имени-отчеству, пожмёт ему руку, полюбопытствует о делах. Такими же почтительными и ответственными воспитал и своих детей.
Одновременно Владимир Степанович оформлял школьный музей боевой славы. Сотрудничал с научно-методическими журналами «Гiсторыя. Праблемы выкладання», «Геаграфія. Праблемы выкладання». Опубликовал в них множество статей, подтверждающих практическое применение указанных тем в работе. Немало литературно-художественных трудов о земляках было напечатано в районной газете «Зара над Сожам».

За мечтой – огромный труд
За течением рабочих будней не забывал Владимир Степанович о своей главной мечте – книге. Материал собирал тщательно, с любовью и знанием. В неё вошли история деревни Литвиновичи, начиная с 1700 года, портреты односельчан прошлых лет и современности, списки и фото не вернувшихся с Великой Отечественной войны, выполнявших интернациональный долг, воспоминания их участников и очевидцев, фотографии фронтовых треугольников, часто ветхих, собранных из кусочков, схемы, рисунки, географические карты, описание особенностей местности, рек и озёр, предприятий и организаций, результаты их деятельности, развитие сельского хозяйства, культура, цветные репродукции фрагментов тканых и вышитых полотен. Большой раздел в книге посвящён Литвиновичской средней школе, её учительским династиям и учащимся. Материал богат и разнообразен. Послужило его сбору стремление, трудолюбие, обширные знания и широкий кругозор учителя, его преклонение перед односельчанами, «людьми-бриллиантами», как он их называет.
Работу Владимир Степанович Сафонов не считает законченной и готовит к изданию новый дополненный том.

Зара над Сожам

Редакция газеты "Зара над Сожам"