«Мне это снится до сих пор…»

Больше десяти лет прошло с той поры, когда у Инны* забрали в приют сразу четверых детей. За всё минувшее с тех пор время срывов и рецидивов не было, но полгода борьбы за их возвращение она не может забыть и сегодня.

Тот день, разделивший её жизнь на «до» и «после», Инна помнит до мелочей, рассказывает о нём со слезами на глазах. История не нова: детей, оказавшихся в социально опасном положении, изымают во многих семьях. Только вот одни родители реагируют спокойно и даже безразлично, а она оказалась в числе тех, кто за своих малышей готов бороться до последнего, тем более что о том, что такое приют, знает не понаслышке. Но обо всём по порядку.
Сама она росла в многодетной семье. Мать с отцом воспитывали дочерей строго, могли отругать или наказать даже просто за плохую оценку в школе. Когда же Инна, бывшая в семье старшей, училась в шестом классе, родителей и вовсе лишили родительских прав, а девочек отправили в приюты, причём, что хуже всего, в разные. Со средней сестрой она оказалась в Василевичах, а младшая попала в Жлобин. Стоит ли рассказывать о том, что такое жизнь в приюте, где у тебя нет ничего своего? И как хочется в родной дом, к маме, уткнуться в неё лицом, обнять, пожаловаться на обидчиков, рассказать о любом своём успехе, например, что выиграла в спортивных соревнованиях, уснуть в комнате, где рядом только родные сестрички… Да просто знать, что тебя любят. И это не говоря о других нюансах жизни в детском доме. Каждую копеечку, которую удавалось заработать, девочки откладывали на билеты домой, когда могли, ездили к маме, благо, это было разрешено. И каждое расставание было болезненным и горьким.
Так вышло, что сама Инна стала мамой довольно рано – забеременела ещё школьницей, но избавиться от ребёнка и мысли не было, хотя выслушать пришлось немало. Позже родились и младшие дети. Помня о том, каким было её детство, молодая мама отдавала им всё своё тепло и заботу. И её не волновало, какую оценку принесут они из школы, лишь бы здоровы были. Лишь бы были счастливы. А вот у самой счастливая семейная жизнь не ладилась. Муж, от которого она родила троих младших детей, любил приложиться к спиртному, поднимал на неё руку, да и дом нельзя было назвать полной чашей. А ведь на деревне о каждом известно всё, каждый на виду, потому к боли и обидам примешивалась ещё и горечь соседских взглядов и сплетен. Держалась она тогда только ради детей, но порой и сама могла «пригубить от боли, от безысходности, чтобы заглушить всё это». И казалось, что так будет всегда, а выхода нет никакого.
Да, женское терпение порой бывает безграничным. Ситуация, когда жёны живут с избивающими их мужьями или алкоголиками, вовсе не редкость. Не исключено, что Инна и дальше плыла бы по течению, думая, что так у многих, семья обычная, особо и не хуже других. Но толчок к переменам дал сам же супруг. Случившееся оказалось таким ударом, который женщина едва смогла вынести. Позже именно это станет поводом для развода, хотя прежде терпела и прощала всё.
В тот день Инна пошла в гости к сестре, а её муж решил выместить злость за это на детях. И не придумал ничего лучше, чем позвонить в органы опеки и попечительства с сообщением о том, что супруга пьёт и за ними не смотрит. Этого оказалось достаточно, чтобы в одночасье превратиться в мать-алкоголичку, тем паче, что и прежде её несколько раз видели выпившей, хотя, как говорит Инна, и не валялась пьяная, и за семьёй ухаживала. Детей изъяли сразу. Вы когда-нибудь видели, как забирают в приют? Если нет, то вам повезло. Ситуация, когда мальчики и девочки спокойно идут в машину с незнакомыми дядями и тётями, – большая редкость. Даже от опустившихся и спившихся мамочек они не хотят отрываться. А здесь – заботливая мама, которая просто оступилась, сломалась под грузом проблем, но всё так же любящая своих сыновей и дочек…
Полгода ушло на восстановление в родительских правах, выполнение всех требований, в том числе закодироваться. Сколько за это время было пролито слёз, сколько поездок в Коротьки, сколько трудов положено, чтобы вернуть своих детей. И каким же счастьем для Инны в тот момент казалось то, что приют уже был в своём районе, условия в нём хорошие, что её малыши там все вместе и не так далеко, как когда-то оказалась она от своего дома, что сюда можно приехать и пожалеть своих кровиночек, защитить, обнять, прижать к себе и поцеловать в пушистую макушку… А дома ждали пустые стены, в которых всё напоминало о её беде. Спустя долгие шесть месяцев, показавшихся настоящей вечностью, смогла она вернуть деток. Но вот жить дальше с человеком, предавшим её, Инна уже не смогла. В итоге он вскоре попал на лечение в ЛТП, а она подала на развод.
Долго контролировали семью сельский Совет, школа, медпункт, но срывов больше не было. С годами жизнь наладилась. Старшие дети уже взрослые, даже появились внуки, которые с удовольствием гостят у бабушки при каждой возможности. Встретился и человек, принявший и окруживший заботой и вниманием её вместе с детьми и внуками. С каким же теплом она отзывается о нём:
– Когда мы только начали встречаться, я поставила категорическое условие: никакого алкоголя. Даже закодироваться потребовала, чтобы быть уверенной, что не повторится этот ад, через который мы прошли. Наверное, я тогда даже представить не могла, что можно жить спокойно, столько успела в жизни увидеть и ощутить нехорошего, такого, чего своим детям не хочу. А мой муж оказался совсем другим. Он же даже их может досмотреть лучше, чем я. Сколько горя было, я потому всё старалась оградить всех от любых забот, а вот муж приучил и убрать за собой, и постирать, и посуду помыть. Вместе с ними каждую неделю генеральную уборку проводит. У него они вовремя с улицы приходят, уроки делают, даже спать ложатся по режиму – и всё это спокойно. И он не ругается, и дети не спорят и не капризничают. Просто понимают, что так надо, это правильно. Да и вообще он по дому столько делает, даже утром, до работы, может на даче побывать и что-то успеть. На него во всём можно положиться.
О том, как из-за роковой ошибки молодости едва не потеряла семью, Инна вспоминать не любит. Но и забыть не может:
– Мне до сих пор иногда снится, что я прихожу домой, а малыши мои в приюте. Это так страшно. Я же и своё детство помню, сколько боли было, одиночества, тоски такой, что не передать. Тяжело это всё, сейчас уже, наверное, и не смогла бы пережить. Не пытаюсь себя оправдать. Да, была ошибка, но я за неё дорого заплатила. Вот и детям своим, даже взрослым, говорю, чтобы о своих семьях заботились – вспомните, как в детдом попали, хорошо вам там было без мамы? И простить себе эти месяцы разлуки не могу. Живу сейчас, всё у меня нормально. И точно знаю: что бы ни случилось, главное в жизни – это моя семья.

  • Имя героини изменено по этическим причинам

Зара над Сожам

Редакция газеты "Зара над Сожам"