Цены – на контроле государства

Как будет осуществляться государственное регулирование цен, какие товары подлежат госрегулированию, кто будет его контролировать, – ответ на эти и другие вопросы мы узнали у начальника отдела экономики Кормянского райисполкома Натальи Давыденко.

Наталья Валентиновна, постановление Совета Министров № 713 касается только товаров для населения. Все ли они подлежат госрегулированию?
– В контролируемом перечне нового постановления указана 371 товарная позиция, 138 продовольственных и 233 непродовольственных вида товаров, для каждого вида товаров установлены свои максимальные торговые надбавки. Не подлежат госрегулированию магазины беспошлинной торговли, продукция общественного питания, военного назначения и товары, бывшие в употреблении. Также под контроль не попали топливо, алкоголь, табак, лекарства, услуги. Для торговли (розничной и оптовой) установлено простое правило – использование торговой надбавки в пределах установленной в приложении к постановлению. С учётом того, что постановление № 713 определяет новые правила для розничной торговли: для них согласование цены не требуется, любая торговая организация должна руководствоваться только предельными торговыми надбавками согласно приложению к постановлению.
А вот производитель с 20 октября текущего года может повысить отпускные цены на потребительские товары по общему правилу только после согласования с комиссией, созданной при Гомельском облисполкоме. С облисполкомом отпускные цены согласовывают коммунальные организации, юридические лица частной формы собственности и индивидуальные предприниматели.
В каких случаях не требуется согласовывать отпускные цены?
– В соответствии с пунктом 3 постановления № 713 это не требуется по окончании акционных и скидочных мероприятий – если цены устанавливаются на уровне, действовавшем до проведения этих мероприятий. При поставке потребительских товаров по договорам с новыми покупателями или при изменении условий поставки по действующим договорам – если устанавливаемые цены не выше действовавших на 19 октября 2022 года в соответствии с прейскурантом (иным аналогичным документом) и положением о скидках. При увеличении цен пропорционально росту определённых расходов в себестоимости продукции и их удельному весу. К таким расходам относятся: декларируемые, фиксированные, предельные цены (тарифы), регулируемые госорганами (организациями), на материальные ресурсы (сырьё, материалы, комплектующие и т.д.) и (или) услуги, фактически использованные при производстве потребительских товаров; ставки налогов и иных обязательных платежей, включаемые в себестоимость продукции. При формировании цен на новые потребительские товары – если применяется норматив рентабельности, используемый для определения суммы прибыли, подлежащей включению в отпускные цены на такие товары, в размере не более 10%.
Что относится к новым потребительским товарам?
– К ним относится новая продукция, то есть продукция, впервые произведённая изготовителем или не имеющая аналогов на территории Беларуси. Новым видом продукции является также продукция, уже производимая, но получившая новое обозначение или определение (наименование) в связи со значительной степенью усовершенствования или модификацией свойств, параметров, признаков или характеристик, а также с изменённой областью применения, новым или в значительной степени отличающимся (не менее чем на 30% по сравнению с ранее выпускавшейся продукцией) составом применяемых материалов или компонентов, которая подвергалась значительной степени технологических изменений и (или) изменению классификационного кода ТН ВЭД ЕАЭС на уровне любого из первых четырёх знаков в результате переработки (обработки).
Каким образом устанавливаются отпускные цены на потребительские товары иностранного производства?
– В этих случаях отпускные цены устанавливаются организациями-импортёрами самостоятельно. Цены формируются исходя из контрактных цен по курсу Нацбанка РБ, таможенных платежей, транспортных и иных расходов, расходов, связанных с выполнением установленных законодательством требований при импорте товаров, расходов по обязательному страхованию. Государственный таможенный комитет организовывает мониторинг стоимости ввозимых потребительских товаров и на его основании обеспечивает представление в МАРТ еженедельно, не позднее вторника, следующего за отчётной неделей, диапазона стоимости ввозимых потребительских товаров. К сформированной таким образом цене импортёр может добавить только свою предельную максимальную надбавку, которая определена в приложении 1.
Как может производиться дооценка товаров субъектами торговли?
– Частью первой пункта 16 постановления № 713 установлено, что остатки потребительских товаров, сложившиеся у импортёров и субъектов торговли на 26 октября 2022 г., реализуются: до нового поступления таких же товаров – по ценам, не превышающим уровень, сложившийся на 19 октября 2022 г.; при новом поступлении таких же товаров после 26 октября 2022 г. – по ценам, сформированным в соответствии с постановлением № 713. Обязанность приведения цен в соответствие с постановлением № 713 на остатки товаров, сложившиеся на 26 октября 2022 г., возникает исключительно в случае нового поступления такого же товара субъекту торговли после этой даты и указанное приведение цен в соответствие производится в следующем порядке: в случае, если сформированная в соответствии с требованиями постановления № 713 цена на вновь поступивший товар выше цены на остатки, то производится увеличение цен на остатки. Если же сформированная цена на вновь поступивший товар ниже цены на остатки, то производится уменьшение цен на остатки. Частью второй пункта 16 постановления установлено, что в дальнейшем субъекты торговли, осуществляющие розничную торговлю, вправе проводить дооценку остатков потребительских товаров до уровня отпускных цен на вновь поступившие такие же товары. При этом розничные цены формируются ими путём применения торговой (с учётом оптовой) надбавки не выше предельной максимальной к дооценённым отпускным ценам.
Момент проведения дооценки законодательством не установлен и определяется субъектом розничной торговли самостоятельно. Таким моментом может быть в том числе момент перемещения товара с распределительного центра субъекта торговли в его торговый объект, что подтверждается ТТН на внутреннее перемещение.
Каков механизм согласования повышения цен?
– Согласование повышения отпускных цен на потребительские товары либо установления отпускных цен на новые товары производителям будет осуществляться в соответствии с законодательством об административных процедурах. Предлагается следующий механизм:

  1. Предприятие-производитель обращается в облисполком с пакетом документов, который будет разработан и определён регламентом МАРТ.
  2. Предварительно материалы рассматриваются структурным подразделением по отраслевому направлению деятельности и готовится заключение о целесообразности (нецелесообразности) согласования повышения (установления) цен.
  3. Решение принимается комиссией, созданной при облисполкоме, работу которой обеспечивает главное управление торговли и услуг ОИК. Срок – 10 рабочих дней со дня поступления документов, для товаров со сроком хранения 30 дней и менее – 5 рабочих дней.
  4. Ответ направляется производителю.
    В течение 2 дней о принятом решении информируется МАРТ.
    В каких случаях могут отказать в согласовании отпускных цен?
    – У МАРТа появилось право вносить в согласующий орган обязательное для выполнения предписание о признании решения утратившим силу, если не выполняется установленный параметр по индексу потребительских цен.
    В согласовании отпускных цен могут отказать, если заявитель не представит документы и (или) сведения, предусмотренные регламентом админпроцедуры, в документах обнаружат неполные или недостоверные данные, а также если экономическое обоснование предлагаемой отпускной цены на потребительский товар посчитают недостаточным.
    Каким образом и кем будет осуществляться государственный контроль регулирования цен?
    – Для контроля в ТТН и ТН теперь обязательно указываются такие сведения, как установление цен на потребительские товары: отпускная цена, вид скидки (с отпускной цены, оптовая); оптовая надбавка; иная информация о структуре цены.
    Районные исполкомы наделили правом на осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства о ценах и ценообразовании в следующих формах: выборочные проверки; внеплановые проверки (в том числе внеплановые тематические оперативные проверки); меры профилактического и предупредительного характера. Ранее такие полномочия были только у МАРТ и КГК. Председателем райисполкома данные обязанности возложены на работников отдела экономики.
    Протоколы об административных правонарушениях по статье 13.2 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица райисполкома, а рассматривать дела о данных правонарушениях – административные комиссии райисполкома.

Беседовала
Олеся Шутикова

Зара над Сожам

Редакция газеты "Зара над Сожам"