Знания спасут мир

Начало ноября у белорусских школьников и их родителей традиционно ассоциируется с окончанием осенних каникул. Отдохнувшие и набравшиеся сил ребята вновь приступили к учёбе и получению знаний.

Сейчас с ужасом вспоминается 2020 год, когда из-за ситуации с коронавирусной инфекцией весенние каникулы плавно пере-шли в летние. А ведь тогда многие мамы и папы негодовали, что в стране не введён жёсткий карантин не только в учреждениях образования, но и на производстве. И именно в тот момент Президент Беларуси Александр Лукашенко предусмотрел развитие ситуации на 10 шагов вперёд, учтя влияние карантина на обстановку в системе здравоохранения, образования, а также экономику. Он отметил, что когда одни начинают паниковать, другие предпринимают непродуманные действия. А задача Минздрава заключается в первую очередь в лечении людей.
И что мы видим сейчас? Беларусь благополучно справилась с Covid-19, выпускники школ уже дважды прошли вступительную кампанию в вузы и ссузы, а школьники продолжают получать знания в учебных заведениях страны. А как у других?
Так, ещё в сентябре премьер министр Канады Джастин Трюдо признал, что меры предосторожности были излишними. Также стало понятно, что в стране, ранее занимавшей лидирующие позиции в сфере образования, наступил кризис. Во времена ковида там ввели закон об обязательной вакцинации среди педагогов, из-за чего большая их часть была уволена. Сейчас ощущается нехватка учителей и других педагогических работников, поэтому Канада широко распахнула двери мигрантам, готовым занять вакантные места. Кроме того, буквально неделю назад сотрудники школ, требуя увеличения зарплат, объявили о забастовках, которые, вероятно, продлятся до Нового года. При этом до детей никому нет дела. Какие будут последствия – станет известно через несколько лет.
Страдает система образования не только в Северной Америке. В Европе ситуация не лучше. По данным ассоциации учителей в Германии, к 1 сентября в стране не хватало 40 тысяч педагогов. Уроки отменяли в самом начале учебного года, увеличивались учебные группы, сокращалась господдержка. В Испании бюджетные затраты на образования уменьшены ещё с 2010 года и ни разу за это время не поднимались. При этом высококвалифицированные специалисты в стране не востребованы. Молодёжь вынуждена уезжать.
Смещение ориентиров, замена человеческих ценностей делают методы преподавания непродуктивными. Чрезмерный либерализм и отсутствие дисциплины, нарушение отношений «учитель-ученик» уже дают свои плоды. По задумке, западная система образования направлена на формирование работника, способного генерировать идеи, но всё скатилось к тому, что дети перестали критически мыслить, не стремятся стать лучше и просто ленятся проявлять свой потенциал. Ну а что? Никто же не требует, можно и не делать. Зато всё вполне демократично. Для чего это делается? Учитывая политику этих государств, становится понятно: им не нужны мыслящие граждане, способные давать оценку правительству, ситуации в мире, поведению сограждан. Они не заинтересованы в достижениях как собственных, так и на уровне державы. И результаты заметны уже сейчас. В Европе, которая ещё в недавнем прошлом была колыбелью технологического прогресса, становилась родиной великих учёных и культурных деятелей, всё больше процветает аморальность, разврат и нетрадиционные ценности, ведущие общество на дно.
Казалось бы, какая нам разница? Пусть живут, как хотят. Через пять-десять лет белорусские ребята вырастут, получат профессию и станут высококвалифицированными специалистами, способными составить достойную конкуренцию. Так что, дорогая молодежь, стремитесь учиться и постигать новое, идите к цели. А мы, взрослые, будем верить в вас и помогать добиваться высоких результатов во всём. Ведь от того, какими вы станете, зависит наше общее будущее.

Татьяна КУЛАКОВА

Зара над Сожам

Редакция газеты "Зара над Сожам"