Пятница, 27 июня, 2025
ОБЩЕСТВО

Что такое Вишинг и как обезопасить себя от данного вида мошенничества?

В настоящее время на территории республики участились случаи совершения противоправных действий, когда мошенники осуществляют звонки с использованием подмены номера (IP-телефония), что в свою очередь позволяет использовать номера, которые похожи на номера банков с официальных сайтов. Также для осуществления звонков используется мессенджер «Viber» с изображением логотипа банковского учреждения, данный тип мошенничества называется «ВИШИНГ».

При установлении контакта с потенциальной жертвой мошенники представляются сотрудниками банковского учреждения, сообщают
о попытках совершения подозрительных операций по счету, предлагают подтвердить их легитимность. После чего завладевают реквизитами платежных карточек (номер, срок действия карточки, СVV/CVC-код), СМС-кодами, направляемыми от имени банковского учреждения.

Что необходимо знать гражданам в следующих случаях:

Поступают звонки с анонимного номера или номера схожего
с номером банка.

Сотрудники банка не вправе выяснять в ходе телефонной беседы конфиденциальные сведения о клиенте (полный номер банковской платежной карты, срок ее действия, CVV-код, личный номер паспорта клиента, содержание СМС-сообщений от банка, и т.п.).

Собеседник просит скачать какие-либо приложения
из магазина приложений для мобильных устройств “PlayMarket”
или “AppStore”.

Сотрудники банка никогда не просят устанавливать какие-либо приложения, так как программы, предлагаемые для скачивания «лжебанкирами», являются программами удаленного доступа
и управления компьютерами и другими устройствами под управлением Windows, MacOS, Linux, а также Androidи iOs

СМС якобы от банка приходит в новую переписку.

Не спешите переходить по ссылкам в сообщениях, предоставленных якобы банком.

Собеседник не может ответить на простые вопросы,
при условии того, что настоящий сотрудник банка видит на экране компьютера всю информацию о клиенте, которая есть в базе банка.

Если собеседник не готов ответить на простой вопрос, например, назвать остаток по карте или последнюю операцию, то вероятно
это мошенник.

Собеседник спрашивает данные карты или СМС-код.

Смс-код— один из главных паролей. Сотрудники банка никогда
его не спросят, так же как и CVV на обратной стороне карты.

Вам обещают выгоду без усилий.

Чтобы завлечь жертву, мошенники обещают солидный доход быстро и без усилий: супер прибыльную работу, беспроигрышные конкурсы, курсы, которые сделают всех богатыми. Но мошенники могут взять предоплату за обучение и пропадут. Или посулят приз и выманят у вас данные карты якобы для перевода выигрыша.

Собеседник торопит вас или пытается переубедить.

Сотрудник банка никогда не будет настаивать или торопить клиента.

Ошибки в сообщении.

У банка есть бдительные редакторы, а вот мошенники пишут
с ошибками. Не дайте неграмотному преступнику вас обмануть.

Имя отправителя написано неправильно.

Мошенники регистрируют адреса, похожие на названия банков.
Тут срабатывает особенность восприятия: мы считываем смысл слов даже, если буквы в них перепутаны. Когда приходит такое смс, вас должно насторожить ещё и то, что сообщение оказалось в новой переписке.

ПРОСТЫЕ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ:

Если вы хотите убедиться в надёжности собеседника, спросите его имя, а после перезвоните в банк по официальному номеру и попросите переключить на человека, который вам звонил.

Если не уверены в собеседнике, попросите его назвать номер карты или остаток на счёте.

Не паникуйте, если вам сообщают о блокировке счета. Позвоните в банк по номеру, указанному на сайте или на карте.

Не обращайте внимание, на обещания лёгких денег или выгоды без усилий.

Если собеседник торопит вас или спрашивает смс-код, то вы говорите с мошенником!

Внимательно читайте сообщения из банка. Мошенники используют имена отправителей, похожие на названия банков, и допускают ошибки в тексте.

Зара над Сожам

Редакция газеты "Зара над Сожам"