Пятница, 3 октября, 2025
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

Ученье — труд, а неученье — тьма

В преддверии Дня Учителя не могу не поговорить на школьную тему. На этот раз в поле зрения оказался вопрос о домашних заданиях. Почему? Увидела на днях новость о том, что польские школы отменили этот важный элемент в образовательном процессе. Ещё в конце прошлого года министр образования Польши Барбара Новацкая подписала соответствующее постановление. Документом регламентирована полная отмена домашних заданий в 1-3 классах. Есть лишь одно исключение – упражнения, развивающие мелкую моторику, всё же будут задавать. Для ребят с 4 по 8 класс выполнение школьных заданий дома стало необязательным. А если всё же заданное учителем выполняется учеником, то проверка таких упражнений не предусмотрена.
Таким образом, местные власти решили, что благодаря их правовым актам у школьников будет больше времени на хобби и увлечения, а также на чтение книг и отдых.
Ситуация, конечно, интересная. Я, как мама белорусской школьницы-­подростка, всё же не могу себе представить, что моя дочь, придя из школы, будет читать книги, которые не задавали, либо отдыхать так, чтобы это позволяло развивать, углублять и совершенствовать навыки, полученные в школе. Да и вообще мне слабо верится в то, что современные дети без контроля и домашних заданий вообще будут что‑то делать. Может быть, опыт педагогической работы сказывается на полном непринятии данного документа? Но ведь ещё великие педагоги обращали внимание на важность выполнения заданий на дом. Так, например, один из основоположников российской научной педагогики Константин Ушинский полагал, что работа дома – важная форма самостоятельной деятельности учеников, развивающая навыки самодисциплины. Причём ряд современных педагогов также считают, что домашние задания развивают мышление, память, самостоятельность и ответственность, помогают закрепить знания на практике и формируют умения решать проблемы.
Не согласны с принятием подобных решений и многие польские родители, среди которых в начале сентября текущего года было проведено соответствующее социологическое исследование. Участие в нём приняли более тысячи мам и пап. Результаты говорят сами за себя: 66% респондентов считают нецелесообразным отмену домашних заданий, и лишь только 17% поддержали нововведение. Есть и те, кто за­явили, что у них вовсе отсутствует мнение по данному вопросу. Таковых оказалось также 17%.
Единственное, на что мне хотелось бы обратить внимание, так это на необходимость разумных объёмов и соответствия возрасту того задания, что предлагают педагоги для выполнения дома. Но это уже совсем другая история.
Выводы, как всегда, не радуют. Сначала Польша приветствует пропаганду нетрадиционных семейных ценностей, затем отменяет домашние задания. Что будет дальше? Может, скоро и в школу будут приглашать по желанию? Куда катимся, товарищи соседи? Кого вырастим из собственных детей?
Лично я глубоко убеждена, что единственный путь, ведущий к знаниям, – это деятельность. И чем больше будут трудиться наши дети в разных областях и сферах школьного образования, тем культурнее и образованнее станет белорусская нация.

Елена ЛЕЩЕНОК

Фото из архива редакции

*Проект создан за счёт средств целевого сбора на производство Национального контента

Зара над Сожам

Редакция газеты "Зара над Сожам"

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.