Афганский ветер опалил войной
День памяти воинов-интернационалистов и сегодня, спустя 36 лет с момента завершения вывода войск из Афганистана, остаётся незаживающей раной на сердцах тех, кого коснулась эта война. В преддверии знаковой даты ветераны войны в Афганистане поделились воспоминаниями с журналистами районной газеты.

Среди самых первых.
Уроженец маленькой деревни Моторовка Кормянского района Иван Артёменко был в числе первых воинов-интернационалистов, ступивших на Афганскую землю в 1979 году.
Времена не выбирают – и каждый живёт в тех исторических событиях, которые происходят вокруг. На долю сотен и тысяч молодых ребят, рождённых в 60-х, выпала война. Иван Артёменко тогда даже не задумывался о том, можно ли было поступить иначе, избежать отправки в чужую страну. Родина сказала «надо» – и вместе с сослуживцами, погрузив боеприпасы, всем строем они отправились в путь – туда, где были нужны. На поезде проехали через весь Союз от Полоцка до Термеза. Перейдя Амударью, советские солдаты оказались в чужой стране со своим бытом, многовековым укладом и обычаями. Удивляло всё: совсем другая техника, разукрашенные двуколки, запряжённые маленькими лошадками и ослами, совершенно иная жизнь.
По прибытии в Афганистан построили палатки, землянки в Пули-Хумри. И армейские будни потекли по-новому. До армии парень окончил Дубовицкую школу и даже успел поработать трактористом в колхозе «Коммунист» в Дубовице. Водительское удостоверение пригодилось и в годы службы. Окончив «учебку» в Борисове, получил специальность механика-водителя танка. Так танкистом и отвоевал положенный срок.
– Начинал в Пули-Хумри, потом – в Газни, дослуживал в рембате в Кабуле. Конечно, ездили на разные задания. Куда скажут, туда машину и повёл. Всякое успел повидать. И под обстрелом бывать доводилось, на то это и война. А знаете, просто хотелось домой… – делится Иван Иванович, хотя вспоминать о тех временах не любит.
Вылет из Кабула в Ташкент запомнился навсегда. Вернувшись в 1981 году на Родину, остался на родной Кормянщине, выбрал мирную и такую нужную профессию хлебороба. До самой пенсии трудился на земле, растил хлеб и, привыкнув быть среди первых, не раз входил в число передовиков:
– Если делать, то делать хорошо, на совесть. А как же иначе? – говорит воин-интернационалист. По такому принципу и живёт, храня в душе бесценные воспоминания…

Мы уходили достойно.
Среди воинов-интернационалистов Кормянщины есть те, кто попал в Афганистан во время вывода войск оттуда. Но и им хватило боёв и потерь.
Сегодня, как и много лет назад, Алексей Селицкий не любит рассказывать о войне. А тогда, в далёком 1987 году, уроженец Кормянщины был в числе добровольцев:
– После окончания Каменской школы я призвался в армию. В учебке был в Фергане, стал сапёром. А после её окончания мы сами написали заявление, чтобы попасть в Афганистан. Воспитаны были так, что никто не думал о себе, о том, страшно или нет. Просто знали: так надо.
Кто-то оказался в числе первых, другим довелось пройти через самые трудные дни. Алексей Селицкий отправился в Афганистан в 1987 году, когда уже война близилась к завершению:
– Доставили нас туда самолётом. Наш полк стоял возле Кабула. Когда прилетели, больше всего впечатлила земля. Чужая, непривычная и вся просто пропитана запахом гари и стрельб.
Впрочем, за годы нахождения советских
войск в ДРА там всё значительно преобразилось. Даже в плане быта. Например, жили солдаты уже не в палатках, а сразу в здании. Но всё равно нельзя сказать, что было намного легче, чем предшественникам. Служба есть служба. И на боевые задания довелось ходить, и колонны сопровождать. Повезло уцелеть и вернуться домой, хотя те дни навсегда остались шрамом на душе.
Возвратившись в родную деревню, устроился на работу трактористом, создал семью, вырастили с женой замечательных сыновей. Старший уже три сезона в уборочную страду плечом к плечу трудился с отцом на комбайне – и семейный экипаж стабильно оказывался в числе лучших в районе. Отрадно, что сын, попробовав нелёгкого хлеба механизатора, не потерял интерес к земле, сейчас учится в Чечерске и собирается продолжить семейную династию. Не отстаёт и младший, хотя ему всего 12, уже просит отца всё показать, объяснить, чтобы потом, когда позволит возраст, быстрее обучиться премудростям профессии.
Так и живёт бывший воин-афганец, воспитывая своим примером в детях любовь к труду, к родной земле, приучая их к тому, что о ней нужно заботиться, а при необходимости – всегда быть готовым защищать.

Человек привыкает ко всему.
Так считает водитель КСУП «Совхоз «Кормянский» Павел Третьяк, попавший 18-летним парнем в Республику Афганистан в 1981 году.
В армию Павел Львович призывался из Ташкента, столицы Узбекистана. После окончания школы успел поработать на метрополитене. А интернациональный долг отправился выполнять после учебного центра в Ашхабаде в Киргизии, где новобранцев обучали воинским премудростям. Служил сержантом в разведроте – и этот выбор не был случайным.
– Я хорошо знал горы, умел себя в них вести, поэтому спокойно воспринял предназначение – выполнять интернациональный долг в Республике Афганистан. Нашу разведывательную роту перебросили самолётом непосредственно к месту службы. Дислоцировались в Тёплом стане за Кабулом. Сначала было непонятно, даже немного страшновато. Но человек привыкает ко всему. И уже через считанные недели мы отлично ориентировались на местности, научились замечать опасность, быть готовыми к любой ситуации, – рассказывает Павел Львович.
А хватило в годы службы разного. И выезды по тревоге, и рейдовые мероприятия, длящиеся до полутора месяцев, и сопровождение колонн:
– Пехота идёт по ущельям, а разведрота по горам. Видим душманов – обходим, встречаем, предупреждаем своих – всё по ситуации. Ребят теряли. Погибших много, раненых. Вот к этому так и не привыкли, – делится воин-интернационалист. И вспоминает, как попали в засаду. – Мы сутки ехали. Тишина. Въезжаем в кишлак колонной танк, «Урал», БТР и другие. И вдруг огонь со всех сторон. Гранатомётом подбиты танк, машина, душманы из всех щелей палят по нам, мы в ответ… много раненых, убитых. Что было, то было, но это научило ценить каждый миг жизни…
Помнит он и последний уход на операцию – в День Победы, 9 мая. А 18 мая зашли и объявили – домой. Увольнялся старшим сержантом. А на Родине ждала семья. Мама, конечно, переживала больше всех:
– Нас три брата – и никто в Союзе не служил. Старший в Монголии, я в ДРА, младший в Германии. Как же ей было не переживать? Представляете, как ждала, как обнимала и целовала при встрече?
Да и после армии на месте парню не сиделось. Уехал работать на Крайний Север. На Курильских островахц встретил свою судьбу – уроженку Кормянщины Анну. С ней до 1994 года прожили в Ташкенте, а затем переехали на её малую родину. И с тех пор вот уже 31 год вместе, вырастили двоих сыновей, дождались четверых внуков. И дружно трудятся на благо района и Беларуси, ставшей для него родной и любимой.
Олеся ШУТИКОВА, фото автора и Натальи Братиковой