Места памяти и боли Кормянской земли
Уже завтра Кормянщина отметит одну из важнейших дат в своей современной истории – 82-ю годовщину освобождения от немецко-фашистских захватчиков. В преддверии этого священного дня предлагаем пройти с журналистами по местам особой памяти и боли и понять, от чего восемь десятилетий назад нас в годы Великой Отечественной войны защитили наши деды и прадеды.

Фашизм не может быть оправдан
На протяжении 830 дней и ночей в период с 15 августа 1941 года по 25 ноября 1943 года Кормянский район находился под оккупацией немецко-фашистских захватчиков. За это время район был разрушен и разграблен. Гитлеровцы полностью уничтожили машинно-тракторные станции, совхоз, 105 колхозов, льнозавод, спиртзавод, молокозавод, вывезли сельскохозяйственную технику и инвентарь, ликвидировали общественное поголовье скота. Были разграблены 70 школ, все библиотеки, районная и участковые больницы, фельдшерско-акушерские пункты. Фашисты уничтожили 1369 домов колхозников, рабочих и служащих.
Самыми тяжёлыми были человеческие потери. За время Великой Отечественной войны призвано в действующие армии более 10 тысяч жителей Кормянского района, погибло на фронтах войны более 6 тысяч человек. Фашисты расстреляли, повесили и зверски замучили 1173 мирных жителя района, 1493 человека были вывезены в Германию. В боях за освобождение района отдали свою жизнь 1119 солдат, сержантов и офицеров Красной Армии. Население района уменьшилось по сравнению с довоенным временем почти на четверть.
Фашизм не может быть оправдан. Ни тогда, ни потом, когда уйдут последние свидетели преступлений нацистов на нашей многострадальной земле.
Нацисты чувствовали свою власть
В годы оккупации фашисты для размещения солдат и для своих нужд выбирали здания, которые им подходили. За время «нового порядка» в Кормянском районе немецко-фашистские захватчики народный клуб, построенный в местечке перед войной, превратили в гараж, здание средней школы приспособили под казарму для солдат жандармерии, школы стали полицейскими общежитиями. Схожей оказалась и судьба двухэтажного каменного дома, расположенного по улице Абатурова. В былые времена здание с большим подвалом принадлежало торговцу Лейбу Самсоновичу Цейтлину. После революции в нём размещалась милиция, а во время войны – тюрьма и управа. Сколько боли видели эти стены, сегодня уже не узнать.
По имеющимся сведениям, в подвале содержались арестованные, проводились пытки задержанных. А местом казни был тюремный двор.

Стена Плача
Житель Кормы Кузьма Терехов после освобождения района рассказывал: «В период оккупации в местечке Корма было арестовано, а затем расстреляно около 100 советских граждан, главным образом военнопленных бойцов и офицеров, пробиравшихся к линии фронта на соединение с частями Красной армии. Фамилий военнопленных я не знаю, т. к. они были не местными жителями. Расстрел происходил в здании тюрьмы, а также на территории тюремного двора, я неоднократно слышал, проходя мимо тюрьмы, выстрелы. Все говорили, и я сам догадывался, что это расстреливали арестованных».
Спустя годы о страшных событиях, происходивших на этом крохотном пятачке земли, практически ничего не напоминало. Просто лежал большой камень со скромной табличкой. Выбитые на ней строки рассказывали о том, что во время войны немецкие палачи расстреливали на этом месте жителей городского посёлка. И потому по инициативе Кормянского РОВД было принято решение установить здесь памятный знак. В 2010 году состоялось торжественное открытие мемориала, реконструированного в память о безвинно погибших.

Гетто – место боли и скорби
Знаете ли вы, где находились кормянские гетто, в которых с августа по ноябрь 1941 года содержалось около тысячи человек? Что вам доводилось слышать об их судьбе?
15 августа 1941 года Кормянский район оккупировали немецко-фашистские войска. Корма была на тот момент еврейским местечком. Новая власть первым делом провела перепись населения. Как только списки были сформированы, гитлеровцы создали в поселке два гетто,куда согнали всё еврейское население местечка, причём имущество у них было изъято. Лагеря располагались на улицах Абатурова и Школьной. Причина существования двух гетто –в разделении евреев по половому признаку. Территорию обнесли колючей проволокой, её охраняли полицейские.
По сохранившимся свидетельствам, узников пытали, избивали, морили голодом, использовали на непосильных работах. В лагерях была большая скученность, отсутствовали элементарные бытовые и медико-санитарные условия, что приводило к большой смертности заключённых. Пищи выдавалось мало или её не было вообще – кормили только работающих. Больные, дети и старики были обречены на смерть от голода.Не у всех узников даже была крыша над головой. Всего в кормянском гетто находилось по различным данным от свыше 700 до тысячи человек: мужчин, женщин и детей. Многие из них умерли, большую часть немцы расстреляли.
В сентябре 1941 года фашисты убили наиболее немощных узников, причем планы свои они тщательно скрывали: «…к лагерю, где находилось еврейское население, подъехала автомашина немецкой комендатуры. Переводчик, фамилия которого не установлена, заявил: «Кто чувствует себя больным, выходите, отправим в больницу». На предложение дали согласие много женщин, стариков и детей. Их погрузили в автомашину и отвезли в ров за посёлком, где и расстреляли».25 октября фашисты провели «фильтрацию» гетто. Утром по приказу военного коменданта всех трудоспособных евреев спешно отправили на работу. Более 150 оставшихся больных, стариков и детей каратели оттеснили к Почтовой улице и погнали к Сожу. На пристани со всех сорвали одежду, загнали в реку, полтора часа продержали в ледяной воде, а затем тех, кто выжил, расстреляли во рву. Самую страшную расправу, поставившую точку в существовании гетто, гитлеровцы учинили ноябрьской ночью 1941 года.
В память о жертвах Холокоста на Кормянской земле в 2017 году был установлен памятный знак на пересечении улиц Октябрьской и Новый Проспект.

Детей закапывали живыми…
Массовую расправу над кормянскими евреями фашисты приурочили к празднику Великого Октября, устроив казнь в ночь с 7 на 8 ноября 1941 года. Накануне всех их согнали в здание средней школы Кормы. Затем узников под конвоем подразделения жандармерии повели к месту убийства – оврагу, который находился в 500 метрах от посёлка. Гитлеровцы раздевали своих жертв, после чего убивали выстрелом в затылок. Детей бросали в яму живыми, а затем закапывали. Убийством руководил военный комендант Кормы майор Розмайзель. Вещи расстрелянных евреев после казни разграбили.
В акте чрезвычайной комиссии от 25 ноября 1944 года содержатся показания свидетеля Александра Платоновича Евстратенко, который в своём заявлении изложил следующее: «Мне приходилось наблюдать зверства немецких палачей над мирными советскими гражданами нашего района. Первое, что мне довелось увидеть, было в ноябре 1941 года. Немецкие палачи согнали всё еврейское население Кормы в лагеря, которые находились по ул. Абатурова и Школьная. Эти лагеря были обнесены колючей проволокой, охранялись полицейскими. Люди, находившиеся там, подвергались систематическому избиению, нечеловеческим пыткам. В лагеря были согнаны мужчины, женщины и дети. Дети от недоедания и холода умирали. Мужчин немцы заставляли выполнять непосильные для них работы, от чего они умирали целыми группами. В ноябре всё население, находившееся в лагере, немцы расстреляли». Большинство из них были ещё живыми закопаны в землю. В течение нескольких часов даже до деревни, находившейся в километре от места расстрела, доносился леденящий душу человеческий гул. Такая же участь постигла цыганский табор, задержанный гитлеровцами на дороге Корма – Чечерск.
Акт о раскопке могилы от 17 ноября 1944 года свидетельствует, что для правильности установления зверств немецких оккупантов комиссия вышла на место расстрела мирного еврейского населения. При раскопке установлено, что на поверхности трупов было 40-50 сантиметров земли. Сняв этот слой, обнаружили, что погибшие лежат вниз лицом, рядами по направлению северо-запада. На них сохранилась одежда, которая не представляла ценности для убийц, причём верхняя одежда отсутствовала. На правом рукаве у многих была повязка, потерявшая цвет. На ногах у некоторых трупов имелись валенки, ботинки с галошами, на головах – тёплые зимние шапки, у большинства обувь отсутствует. При извлечении тел из могилы видно, что верхний ряд состоит из мужчин, женщин и детей. Трупы находятся в состоянии разложения. У большинства обнаружены пулевые ранения в голову: входное отверстие сзади, а выходное спереди, причём выходное отверстие размером от 8 до 12 сантиметров, что подтверждает расстрел на близком расстоянии в затылок. Среди трупов обнаружено большое количество гильз от немецких автоматов и винтовок. При осмотре находившихся в могиле детских трупов пулевых ранений у детей не обнаружено. Нижние ряды тел извлечь и перезахоронить так и не удалось. Всего в яме находилось не менее 710 трупов – почти в пять раз больше, чем погибло в Хатыни…

Здесь память людей бесконечна
В это место памяти и преклонения перед подвигом тех, кто подарил нам мирное небо и счастье жить на родной земле, ведут все дороги на каждый праздник или торжество. Сюда поклониться воинам-освободителям приходят молодожёны в день свадьбы. Конечно, речь идёт о братской могиле воинов, погибших в боях за освобождение Кормянского района от немецко-фашистских захватчиков.
Воинское захоронение, где покоится 102 советских бойца и увековечены имена 127 не доживших до Победы уроженцев Кормянщины, находится на площади Свободы в г. п. Корма, в центре сквера. В 1967 году на братской могиле установлен памятник – скульптура воина с автоматом, по обе стороны от которой находятся мемориальные плиты. В 2008 году в сквере была захоронена урна с прахом уроженца Кормянщины, Героя Советского Союза Александра Филимонова. В 2009 году в сквере открыта Аллея Славы с мемориальными досками уроженцев Кормянщины – Героев Советского Союза и Социалистического Труда.
По сей день кормянцы свято чтят память каждого бойца, отдавшего жизнь за освобождение нашего района.
Подготовила Олеся Шутикова
Фото автора

