Кодекс об образовании

Завершена долгая работа над Кодексом об образовании. В январе этот документ, принятый Палатой представителей и одобренный Советом Республики Национального собрания Беларуси, подписал глава государства. Это первый в мире нормативный правовой акт такого уровня. С его подписанием окончен процесс формирования законодательства об образовании. Он гарантирует конституционное право каждого на образование и равный доступ к его получению.
Что же собой представляет этот новый документ? Он состоит из Общей и Особенной частей и включает 17 разделов, 63 главы и 295 статей. Можно сказать, что Кодекс не только логически выстроил все документы об образовании, которые существовали до него, но и ликвидировал существовавшие законодательные пробелы.
В республике согласно данному нормативному правовому акту сохраняется бюджетное финансирование сферы образования, провозглашается равенство белорусского и русского языков в обучении, появляется возможность изучать языки национальных меньшинств или проходить на них обучение в специальных группах, классах. Отдельное внимание уделяется воспитательной работе. Предусмотрен новый документ в послевузовском образовании – диплом исследователя, который будут получать лица, успешно закончившие обучение в аспирантуре.
Некоторые новшества коснулись школ. Появятся их новые виды, а особенности деятельности существовавших прежде теперь будут закреплены законодательно. Это кадетские училища, средние школы-училища олимпийского резерва, гимназии-интернаты. Есть еще одно новшество, которое касается гимназий. До сих пор начальная школа была от них отделена, сейчас же начальные классы будут в каждой гимназии.
Что касается школьных оценок, то текущая, промежуточная и итоговая аттестация «оцениваются отметками в баллах по десятибалльной шкале, в том числе отметкой 0 (ноль) баллов, либо отметками «зачтено», «не зачтено», «не аттестован(а)» или делаются записи «освобожден(а)», «не изучал(а)». Положительными являются отметки от 1 (одного) до 10 (десяти) баллов, «зачтено» и записи «освобожден(а)», «не изучал(а)».
Важным является еще и то, что урегулирован вопрос, касающийся возраста приема в первый класс. Набор будет осуществляться тех детей, которым на 1 сентября исполнилось 6 лет, но еще по заявлению родителей тех, кому 6 лет только будет с 1 по 30 сентября.
Кодекс вступит в силу с 1 сентября 2011 года.
Н.И. Сидорова, начальник отдела образования Кормянского райисполкома.
Кодекс об образовании – это своеобразная конституция, регулирующая любые вопросы в данной сфере, взаимоотношения между участниками образовательного процесса на всех уровнях. Подписание данного документа – очень значимое событие для системы образования. Следует отметить, что этот нормативный правовой акт сочетает в себе лучшие традиции советской эпохи и учитывает новшества, происходящие в мире. Главная его задача не только обеспечить стабильность системы образования, но и стимулировать ее дальнейшее развитие. Каждый участник образовательного процесса должен внимательно познакомиться с Кодексом и принять его на вооружение, а с 1 сентября для всех работников отрасли он должен стать настольной книгой.
Н.Г. Евтухова, директор гимназии г.п. Корма.
Кодекс об образовании — единый целостный документ, благодаря которому образовательное право выделено как самостоятельная отрасль. Он заменяет 50 нормативно-правовых актов, действующих в образовании.
Здесь впервые совмещены требования, которые предъявляются к различным ступеням образования — это позволит построить точную логическую преемственность между существующими уровнями и обеспечит унификацию нормативных предписаний. На мой взгляд, очень важно, что впервые в Кодексе закреплена поддержка школьников, достигших высоких показателей в учебной и общественной работе, детей, находящихся в социально опасном положении, и детей, нуждающихся в особых условиях воспитания.
В.Г. Клюева, учитель русского языка и литературы.
Кодекс об образовании включает в себя все ранее существовавшие законодательские документы, действующие в системе образования. Это есть единый цельный механизм всех образовательных процессов и отношений. Безусловно, эта работа не только ученых, депутатов, но и педагогов, родителей, общественных организаций. Многие вопросы организации учебного процесса получили в Кодексе законодательное подтверждение. Например, обеспечение единого образовательного пространства стран СНГ, Союзного государства. Документ касается и учителей, и управленцев, учащихся и их родителей. Определены основы государственной политики, установлены гарантии прав в сфере образования. И самое главное, обозначены уровни основного и дополнительного образования, фиксируются права, обязанности и ответственность субъектов образования, уделяется внимание повышению социального статуса учителя. Нам предстоит его внимательно изучить, определить для себя основные направления его реализации, познакомить с ним всех участников образовательного процесса. Время есть. Закон вступит в силу с 01.09. 2011 г.


Татьяна Климова