Поездка в Москву (Из воспоминаний Евгении Половинкиной)

0_1781e1_3fa8e1ac_origЭто было в шестидесятых. Мы были детьми, учились в Черняковской восьмилетней школе. Наш директор Иван Филиппович Степутенко, педагоги Мария Ефимовна Евсеенко и Владимир Степанович Александров стараясь развить нас всесторонне: устраивали всевозможные экскурсии, возили в музеи, где можно было соприкоснуться с жизнью людей, о которых мы читали в учебниках: Петр 1, Кутузов, Пушкин и многие другие. Но все же, более всего в памяти запечатлелась поездка в Москву.
Нам, деревенским ребятишкам, было непривычно движение массы людей, транспорта, высотные дома, огромные газоны и шикарные клумбы с цветами неизвестных названий, витрины магазинов и неоновые вывески, изобилие на прилавках. Экскурсия на ВДНХ запомнилась огромной статуей «Рабочий и колхозница» – до этого мы думали, что это просто картинка на экране перед началом фильма. Впечатлили роскошные павильоны, широкие проезды, экспонаты, которых было много и на открытых площадках. Были на Белорусской выставке. Поразили махины современного производства, новинки и макеты отдаленного будущего. На Воробьевых Горах посещали МГУ им. Ломоносова. Красная Площадь удивила своими размерами. На другой стороне площади люди казались совсем маленькими. Там же осмотрели собор Василия Блаженного, памятник Минину и Пожарскому, гуляли по набережной. Экскурсовод рассказывала про Монетный Двор, Мавзолей Ленина, Оружейную Палату. Были в планетарии. Изнутри он выглядел, как купол. Когда погас свет, началось волшебство. Звезды светились в привычных и знакомых созвездиях: Большая Медведица, Малая Медведица, Млечный Путь, и новых, и неведомых, появлялись кометы и планеты, уходили за горизонт. Трудно было поверить, что на улице за стеной светит яркое солнце.
Чтобы попасть в Мавзолей Ленина, пришлось вставать в 4 утра. Вход был закрыт, и мы были не первыми, перед нами уже стояла большая колонна людей. Ожидать пришлось до 9-ти часов. На входе объяснили, что идти надо медленно, из шеренги не выходить, соблюдать порядок, иначе могли и не пропустить в Мавзолей. За время движения шеренги дважды сменился караул. Зайдя во внутрь, мы знали, что задерживаться возле постамента нельзя, двигаться нужно тем же темпом, как по площади. В помещении, отделанном черным мрамором, был полумрак. Освещалось не только изголовье, но и стеклянный саркофаг. Этого хватало, чтобы рассмотреть фигуру вождя, ступеньки, ведущие к выходу. Внутри тоже стояла охрана. Выйдя на улицу, сразу очутились у Кремлевской Стены, в которой заложены урны с прахом знаменитых людей и вмонтированы таблички с их именами. Здесь же были могилы, ухоженные и аккуратно оформленные. Там мы впервые увидели голубые ели. Разговаривать никто не хотел, да и не могли. Все были под впечатлением.
Но все же больше всего запомнилось панорамное кино, вызвавшее не только бурю эмоций, но и перевернувшее все внутри детской души. Снаружи здание выглядело, как огромная бочка. С боку открылась неприметная дверца, впустила зрителей – и вошли мы. Стульев не было, смотреть нужно было стоя. После просмотра киножурнала «Фитиль», отправились «в путешествие». Кино было вокруг на стене, и казалось, что едешь на транспорте, а мимо проносятся деревья, поля, кустарники…. И вдруг на встречу мчится поезд по рельсам, которые расходятся по сторонам, а ты стоишь посередине и каждой клеточкой ощущаешь, что он сейчас наедет на тебя и раздавит. И нет ни сил, ни времени убежать, спрятаться. Поднялся крик, визг – дети падали, где стояли. Поезд прогрохотал над головой, удаляясь. Зажегся свет, улыбок на бледных лицах не было, все были ошарашены. Потом долго мучил вопрос: можно ли покалечиться, если лечь на шпалы под поезд?
Прошли годы. Многое в жизни стало понятно и привычно, многое изменилось с тех пор, но те детские впечатления остались такими же яркими и незабываемыми.
Ольга Ларченко

Зара над Сожам

Редакция газеты "Зара над Сожам"