Знайте свои права

Все мы являемся потребителями различного рода услуг, предоставляемых государственными, коммерческими, частными предприятиями и организациями. А знаем ли мы свои права, умеем ли ими пользоваться, требуем ли предоставлять своевременную, необходимую и достоверную информацию о товарах, их изготовителях, продавцах? Об этом и многом другом мы расскажем в этом информационном материале.
Если вы выбираете товар
Продавец (изготовитель, исполнитель) обязан предоставить потребителю полную информацию о товаре. Это ценники, маркировка, листы-вкладыши, эксплуатационная документация, прилагаемая к товару. Вся информация должна быть на русском или белорусском языке и доводиться до сведения потребителя в документации, прилагаемой к товарам, на потребительской таре, этикетках или иным способом.
Продавец обязан
Как говорится, клиент всегда прав. Поэтому продавцу необходимо создать условия для примерки, проверки работоспособности, комплектности, веса и меры приобретаемых товаров. Покупатель имеет право осуществлять расчеты за товары как наличными деньгами, так и в безналичном порядке. За это продавец должен выдать покупателю кассовый (товарный) чек либо иной документ, подтверждающий оплату товара. Кроме этого необходимо обеспечить передачу товара покупателю в упакованном виде без взимания за упаковку дополнительной платы, за исключением товаров, предварительно расфасованных продавцом в полимерные пакеты без герметической упаковки и маркировки. По требованию покупателя передать такой товар в бесплатной упаковке. Покупатель должен обслуживаться в указанное на вывеске время работы предприятия, должны предоставлять ему по первому требованию Книгу замечаний и предложений. Должно быть обеспечно обслуживание вне очереди граждан, которым предоставлены льготы по торговому обслуживанию.
Если вы купили товар надлежащего качества
Если товар не подошел по размеру, форме, габаритам, фасону, расцветке или комплектации, вы вправе в течение 14 дней с момента продажи вернуть или обменять качественный непродовольственный товар на аналогичный в торговом предприятии, где он был приобретен (за исключением товаров, включенных в перечень товаров, не подлежащих обмену, утвержденному Правительством Республики Беларусь).
Обмен либо возврат доброкачественного непродовольственного товара производится если он не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства и имеются доказательства приобретения его у данного продавца.
При возврате потребителем товара надлежащего качества его требование о возврате уплаченной за товар денежной суммы подлежит удовлетворению продавцом незамедлительно. Максимальный срок для удовлетворения требования не может превышать 7 дней. За нарушение сроков продавец уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере 1% цены товара на день его реализации потребителю.
Продовольственные товары надлежащего качества обмену и возврату не подлежат.
Если вы купили некачественный товар
В случае приобретения товара ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, в течение гарантийного срока или сроки годности не установлены, либо гарантийные сроки составляют менее двух лет, то в течение двух лет по своему выбору имеете право потребовать: замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества, либо уменьшения покупной цены, или безвозмездного устранения недостатков товара. Кроме того можно требовать возмещения расходов по устранению недостатков товара, или возврата денег Потребитель может предъявить требование продавцу, изготовителю, ремонтной организации, а в случае отсутствия – поставщику, представителю. Возвратить некачественный товар можно без потребительской тары (упаковки).
Максимальный срок для удовлетворения требований потребителя не может превышать 7 дней со дня предъявления соответствующего требования, а при необходимости проведения экспертизы – 14 дней.


О. Дудкина,
уполномоченная по защите прав потребителей