КАК ЗАЩИТИТЬ ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЯ

Многие из нас сталкивались с проблемой покупки продукта, не устроившего по тем или иным показателям, или мы впадали в раздумья перед приобретением дорогостоящей вещи: как не попасть впросак и не купить некачественный товар? Полезной информацией на эту тему поделилась главный специалист отдела экономики Кормянского райисполкома Н.В. Давыденко.
— Наталья Валентиновна, в чем, на Ваш взгляд, основная причина «неудач» покупателей? С какими документами в первую очередь им нужно быть знакомым, чтобы суметь самостоятельно разобраться в спорной ситуации?
— Чтобы покупатель в некоторых ситуациях мог самостоятельно получить ответы на некоторые волнующие вопросы, следует ознакомиться с Законом Республики Беларусь от 3 января 2002 года «О защите прав потребителей».
Считаю, что часто люди попадают впросак из-за своей невнимательности: не пересчитывают деньги, плохо изучают сведения о товаре, его сроке годности, гарантийном обслуживании, не задают продавцу вопросы, забывают взять чек и многое другое.
— Всегда ли покупатель может получить от продавца кассовый чек?
— В соответствии с указанным Законом при реализации товара продавец обязан выдать покупателю кассовый чек, когда используется кассовый суммирующий аппарат. Ежели такой аппарат (или специализированные компьютерные системы, платежные терминалы) не применяется, то потребитель должен получить квитанцию о приеме денежных средств при продаже товара (выполнении работ, оказании услуг). В таких документах продавец обязан указать полное наименование организации, учетный номер плательщика, название и качество товара, цену за его единицу, сумму оплаты и дату реализации.
Существуют ситуации, когда продавец имеет право не выдавать документ об оплате. Это право используется, если стоимость товара не превышает три базовые величины и торговля идет без кассового аппарата в магазинах сельской местности с численностью не более трех продавцов, на рынках и ярмарках, идет разносная и развозная торговля. Также продавец вполне может не выдавать чек, если покупатель сам его не потребовал. Но все эти исключения работают только тогда, когда перечисленные условия существуют одновременно.
— Иногда при подтверждении факта приобретения товара возникают проблемы. Что в таких случаях может помочь покупателю?
— Необходимо помнить, что согласно статье 20 Закона РБ «О защите прав потребителей» отсутствие у потребителя чека или квитанции не является основанием для отказа в удовлетворении его обоснованных требований к товару ненадлежащего качества, если недостатки не были оговорены продавцом. Покупатель может доказать, что приобрел товар именно в этом магазине, предъявив элементы тары (упаковки), на которых имеются отметки, что покупка осуществлялась именно здесь. В соответствии со статьей 28 названного Закона требование потребителя об обмене или возврате покупки подлежит удовлетворению в течение 14 дней, если товар не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства.
Но все же нужно помнить, что сохранность документа об оплате товара – это гарантия защиты прав потребителя.
— Жители нашего района часто интересуются, что еще (помимо чека или квитанции) может подтвердить факт оплаты?
— Им будет полезно знать, что продавец вправе выдать потребителю документ, в котором будут указаны сведения о продавце (магазине) с его наименованием и юридическим адресом. Индивидуальный предприниматель также пишет свои фамилию, имя, отчество, данные свидетельства о регистрации. Кроме этого здесь же будет помещаться информация о покупке: ее наименование, марка (модель, артикул, сорт), цена (при продаже развесных товаров – за единицу меры). При реализации изделий из драгоценных металлов и камней указываются проба, вес, цена за грамм, вид и характеристика драгоценного камня. Также устанавливается гарантийный срок, наличие недостатков и дата продажи.
— Наталья Валентиновна, расскажите, где в нашем районе люди могут получить информацию о соблюдении своих потребительских прав?
— Они могут обратиться за консультацией, информацией, помощью в защите своих прав в отдел экономики Кормянского райисполкома или суд, но только после того, как вопрос был рассмотрен в отделе экономики. В Корме есть адвокатская контора, к помощи которой также можно прибегнуть.
В заключение хочется еще раз напомнить покупателям: будьте внимательны, обращайте внимание на все данные, указанные на упаковке товара, шрифт, которым написана информация о продукте, не стесняйтесь задавать продавцу интересующие вас вопросы и просить кассовый чек или другой документ. Каждый человек должен помнить, что в первую очередь на защите его потребительских прав стоит он сам.


Татьяна Кулакова