Передовой виток развития Кормянского льнозавода

DSC_0063 DSC_0054 DSC_0069Многократно на страницах районной газеты поднималась тема льноводства. Рассказывали мы о хитростях возделывания «северного шелка», получения качественного урожая, способах уборки, получения волокна (как можно более длинного, высоким номером). Доводили мы до читателей информацию о ходе строительства новых корпусов ОАО «Гомельлен «Кормянский льнозавод», монтаже новой, современной линии по переработке льнотресты в волокно, о перспективах развития промышленного предприятия, получения прибыли…

Забегая вперед, отмечу, что новые линии уже проходят обкатку, первые тонны волокна выпущены, скоро состоится официальный запуск оборудования, предположительно с участием первых лиц государства. Прежде, чем состоится это важное для района события, мы побывали на предприятии, поговорили с его директором Сергеем Азизаловичем Алиевым, главным инженером Дмитрием Михайловичем Фотьевым, работниками завода. Настоящим и будущим производства интересовалась не только наша районная газета, но и республиканская – «Рэспубліка». Ее специальный корреспондент по Гомельской области Николай Николаевич Жданович будет готовить серию репортажных, аналитических публикаций, посвященных льнозаводу. Мы же постараемся вложиться в один номер «районки».
Для того, чтобы загрузить полностью новую линию и она давала отдачу, приносила прибыль необходимо обеспечить производство качественным сырьем. А для этого нужно посеять технологически правильно, а еще вырастить и убрать лен. Не всегда это получается. Да и по словам С.А. Алиева, очень это затратно и невыгодно для льнозавода. Раньше, когда культивированием льна занимались сельскохозяйственные предприятия, выгода была ощутимей. Дело в том, что весь груз ответственности за весь процесс несли хозяйства. Завод просто покупал у них льнотресту. Но, на мой взгляд, здесь палка о двух концах: льнозаводу – выгодно, но – не всегда хозяйствам, особенно в плане ответственности и финансов. И тогда, и сейчас были и есть проблемы в получении нужного по стандарту сырья. Нельзя сбрасывать со счетов погодные условия, а больше – человеческий фактор: то не вовремя обработали посевы, то не вовремя вытеребили, а то и убрали. Как с перележалой тресты можно получить хорошее длинное волокно? Кивали на хозяйства. Сейчас же получили возможность проводить и контролировать весь процесс самостоятельно. Для этого имеется необходимая техника, химические препараты, семена. Для выращивания льна в районе выделено 1600 гектаров площадей, около 500 и 200 – в Чечерском и Рогачевском районах. Произведенное длинное волокно полностью отправляется в Оршу, 50 процентов короткого – в Рогачев. Средний номер льнотресты производили 0,93, до единицы совсем чуть-чуть не дотягивали. В прошлом году получили ниже среднего – 0,63. А значит и деньги за такой номер предприятие недополучило. Главная причина такого качества – неблагоприятные погодные условия, но нельзя сбрасывать со счетов и пресловутый человеческий фактор. Перед загрузкой в линию для трепания не производилась сушка тресты – не работала котельная. Да и на старом оборудовании себестоимость была довольно высокая. Единственный выход – переоборудование производства. Для этих целей были выделены немалые деньги, подготовили проект, начали осуществлять. Не буду рассказывать о нюансах, которые еще пока аукаются. Но производство уже готово работать на полную мощь.
Мы прошли по цехам, заглянули на склад готовой продукции, где шла отгрузка упакованного льноволокна. Гидом и рассказчиком был главный инженер Д.М. Фотьев, который недавно сюда прибыл, как молодой специалист. Закончил он Витебский государственный технологический институт. Ему же и поручено проводить обучение рабочих в освоении оборудования. Мы познакомились с женщинами, которые освоили линию по выпуску длинного волокна, а это Ирина Викторовна Васильева – оператор поточной линии, Наталья Николаевна Нестерович, Людмила Олеговна Смирнова – съемщицы волокна. Они рассказали о преимуществах работы на новой линии. Собеседницы уверены, что повысится производительность труда, а соответственно – зарплаты. Улучшились бытовые условия. Мы сравнили. После новых цехов, побывали на старом производстве. На последнем – неимоверная пыль, серость, убогость.
Прошли и по территории предприятия, которое постепенно приводится в порядок, благоустраивается.
В планах у руководства льнозавода, кроме производства волокна, выпускать топливные брикеты. Для этого установлено специальное оборудование. Реализовывать брикеты будут населению, а еще – экспортировать в Российскую Федерацию. Уже определились с заинтересованными покупателями.
После общения со специалистами, работниками ОАО «Гомельлен «Кормянский льнозавод» я утвердился в мысли, что былая слава, производительность, мощь, а возможно и инфраструктура когда-то градообразующего предприятия восстановится, выйдет на новые рельсы. В этом заинтересованы все от простого рабочего до руководителей самого высокого ранга.
Виктор ИЛЬЮЩЕНКО
Фото автора

Зара над Сожам

Редакция газеты "Зара над Сожам"