Диалог между государством и народом

беларусьВ Республике Беларусь право граждан на обращение в государственные органы является важнейшим конституционным правом, которое закреплено в статье 40 Конституции Республики Беларусь. Государственные органы и должностные лица рассматривают обращения граждан и дают ответ по существу вопроса в определенный законодательством срок (ч. 2 ст. 40 Конституции). Правом на обращение к государственным органам и иным организациям на территории Республики Беларусь обладает любой человек, в том числе и иностранные граждане.

Наиболее полно урегулирован порядок подачи и рассмотрения обращений Законом Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее – Закон). В нем классифицируются понятия обращений заявителей на виды, раскрывая их содержание. Ключевым понятием Закона является термин «обращение», под которым понимаются индивидуальные или коллективные заявления, предложения, жалобы, изложенные в письменной, электронной и устной форме. Граждане реализуют право на обращение лично либо через своих представителей, а юридические лица через свои органы или своих представителей.
На практике при подаче обращения, заявители зачастую пренебрегают обя-занностью соблюдать установленные Законом требования, предъявляемые к обращениям. Статьей 12 Закона предусмотрено следующее: обращения должны быть изложены на белорусском или русском языке, а письменные обращения должны содержать наименование и (или) адрес организации либо должностного лица, которым направляется обращение, фамилию, собственное имя, отчество либо инициалы гражданина, адрес его места жительства (места пребывания) и (или) места работы (учебы), изложение сути обращения, а также личную подпись заявителя (за исключением электронного обращения). Письменные обращения юридических лиц должны содержать наименование и (или) адрес организации либо должностного лица, которым направляется обращение, полное наименование юридического лица и его местонахождения, личную подпись руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения, заверенную печатью юридического лица (за исключением электронного). Текст обращения должен поддаваться прочтению. Не допускается употребление нецензурных либо оскорбительных слов или выражений. Электронные обращения, помимо указанных выше требований, должны содержать адрес электронной почты заявителя. К письменным, подаваемым представителями заявителей, прилагаются документы, подтверждающие их полномочия.
При несоблюдении заявителями установленных требований такие обращения могут быть оставлены без рассмотрения по существу (ст. 15 Закона). Также, обращения могут быть оставлены без рассмотрения, если они подлежат рассмотрению гражданским, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, законодательством об административных процедурах, либо в соответствии с законодательными актами, которыми установлен иной порядок их подачи и рассмотрения.
Так, в частности, в соответствии с ч. 2 ст. 139 УПК жалобы на решения органа уголовного преследования об отказе в возбуждении уголовного дела подаются соответствующему прокурору или в суд по месту рассмотрения заявления о преступлении. Порядок обжалования в обязательном порядке разъясняется заявителям в уведомлении о принятом решении. Тем не менее, большой процент таких обжалований направляется заявителями в орган, принявший данное решение, либо в вышестоящий орган внутренних дел, что, в свою очередь, ведет к оставлению таких обращений без рассмотрения по существу и увеличивает документооборот.
Подача заявителями обращений, содержащих клевету или оскорбления, либо совершение ими при подаче и рассмотрении обращений иных противоправных деяний влекут ответственность в соответствии с законодательными актами.
Ответ на обращение или решение об оставлении обращения без рассмотрения по существу могут быть обжалованы заявителями в вышестоящую организацию, решение вышестоящей организации – в суд в порядке, установленном законодательством.
Ирина Ласута,
начальник отдела по защите государственных секретов УВД Гомельского облисполкома

Зара над Сожам

Редакция газеты "Зара над Сожам"