О том страшном времени знаем по рассказам

Елена Ивановна Будникова, 1939 года рождения (д. Октябрево)
Елена Ивановна Будникова, 1939 года рождения
(д. Октябрево)

Моих прадедушку и прабабушку звали Иван Ефимович и Улита Дмитриевна Сотниковы. Прабабушка вначале жила в деревне Косель, а в 1938 году она вышла замуж в деревню Хлевно. В 1939 году родилась моя бабушка Елена Ивановна Будникова (Сотникова). Когда ей исполнилось несколько месяцев, прадедушку забрали в армию. Из армии он не вернулся, а сразу ушел на фронт, так как началась война.
О том страшном времени моя бабушка знает только по рассказам, потому что сама она в годы войны была маленькая.
Когда началась война, Улита Дмитриевна с дочкой на руках вернулась в Косель к своим родителям Дмитрию Григорьевичу и Адарье Макаровне Рыженковым. Рассказывали такой случай. Узнав, что в деревню движутся немцы, жители с пожитками ушли за деревню в болото, которое называлось Сутоки. С собой взяли даже коров, а они в свою очередь мычанием выдали местонахождение коселян. Немцы их быстро нашли и всем велели идти в Быч (теперь Октябрево). Там людей согнали и закрыли в гумно. Было страшно, готовились к самому худшему. Однако ночью дверь открыл какой-то добрый человек и сказал всем быстро разойтись по хатам. Только по счастливой случайности все остались живы и через некоторое время вернулись домой.
Время было тяжелое, но жизнь продолжалась. Как только территорию освободили, то начали приходить похоронки. Они пришли почти в каждую хату. Рыженковы получили целых три. Трое сыновей – Федор, Василий и Михаил (дяди моей бабушки) сложили головы на фронтах.
Пришла похоронка и в Хлевно на бабушкиного отца. Он погиб 9 мая 1943 года. Похоронен возле города Львов, на станции Узловая.
Адарья Макаровна не смогла оправиться после известия о смерти сыновей и вскоре умерла. И осталась моя бабушка с мамой и дедом. Так и жили втроем. Дед прожил после окончания войны еще десять лет.
Война закончилась, но вокруг была разруха, голод. Было нелегко. Бабушка мне много рассказывала о том времени, о своем послевоенном голодном детстве. Хорошо ей запомнилось, как собирали гнилую картошку, сушили, мололи, пекли коржи. Рвали семена козельца и добавляли в блины. От этой еды сильно болели животы, и все равно постоянно хотелось есть.
Я очень люблю свою бабушку – живого свидетеля того страшного времени. И хочу, чтобы она жила еще долго-долго.
Записала
Полина Сергеенко,
учащаяся Октябревской школы

Зара над Сожам

Редакция газеты "Зара над Сожам"