Её закалили Озаричи

О концентрационном лагере в Озаричах Речицкого района лишь недавно заговорили в полный голос, а Татьяна Анисимовна Журавлёва, до замужества Мариенко, его ужасы познала в раннем детском возрасте.

Великая Отечественная война осталась в её памяти, как время, полное лишений. Многодетная семья, где было 9 ртов, не считая родительских, и так хлеба имела не вдоволь, а теперь его не стало вообще. Перебивались «подножным» кормом, но в своём доме. Так жили все в Михалёвке, держались за стены, охраняющие от непонятного и ужасного, что творилось снаружи. И когда фашисты лишили их и этого, сбив в толпу и погнав, начались крики, плач, паника.
Увиденное в конце долгой дороги оказалось ещё страшнее: на голой подмёрзшей земле, перемешанной с соломой, среди луж, подёрнутых ледяной коркой, сидели и лежали вперемежку с трупами обессиленные люди. Спасаясь от холода, многие закапывались, как кроты, в почву. В ямку сбила шестерых ребятишек и мама, накрыв их своей большой овчинной шубой.
Ежедневно гитлеровцы и их прислужники отбирали детей покрепче для забора крови и, видимо, предусматривали их и для дальнейшего, потому что возвращали с пайками, которые тут же делились и съедались не только родственниками, но и окружающими. Те, кто помогал на кухне для обслуги, могли поесть сами и принести с собой капустные листья и кочерыжки. Но доставались крохи пищи не всем голодающим. Своё добавляли стужа и постоянная сырость, поэтому смертность была высокой. Умершие не внушали никаких чувств и служили помостом для живых.
Измождённых узников перегоняли из лагеря в лагерь. В один из переводов потерялась у 4-х летней Тани младшая сестрёнка, совсем ещё ребёнок. Найти её в такой неразберихе не представлялось возможным, поэтому остальные уже распрощались с ней, как бы горько не было. Но даже в таких условиях нашлась добрая душа – подобрала её чужая женщина, сберегла и вернула в семью.
Самым ярким случаем для девочки явился взрыв бомбы, прилетевшей сверху. В огромной воронке взметнулся огонь, люди кинулись греться, а мама развернула над ним шубу. Раздался треск, малыши заплакали, подумав, что овчина горит, а оказалось – вши.
Вызволили пленников наступающие части Красной Армии. Учиться в школе Татьяне не довелось, так с 5-ю классами и осталась. Трудилась в колхозной бригаде, затем 20 лет, до самой пенсии, дояркой. Особенно тяжёлыми были годы, когда приходилось работать вручную, самой кормить животных, доставая зимой сенаж из ямы, подвозя на телеге, раскладывать его в кормушки, вёдрами насыпать муку, чистить потом навоз.
Татьяну Анисимовну всегда отличали добросовестность, старательность и трудолюбие. Она подавала в этом пример другим и вела их за собой. Как передовик производства награждалась грамотами, подарками и премиями, участвовала в районных и областных слётах и собраниях, её фотография размещалась на Доске Почёта района.
В повседневных хлопотах и заботах не подумала она обзавестись удостоверением узника, да и не знала, что оно потребуется в дальнейшем. Впоследствии смогла получить лишь справку из областного архива, которая документом не считается.
Сейчас Татьяна Анисимовна проживает в деревне Ворновка. Давно похоронила мужа, потом – единственного сына. Но обе дочери, 6 внуков и правнук холят и лелеют любимую маму и бабушку, ведь она с детства знает, что такое горе и лишения, но не сломилась и не очерствела.

Галина ЛИСИМЕНКО

Зара над Сожам

Редакция газеты "Зара над Сожам"