Граница с Украиной заблокирована: чего требуют польские водители

На пропускных пунктах польско-украинской границы выстроились многокилометровые очереди, которые продолжают расти не по дням, а по часам. Дело в том, что украинские водители не могут попасть обратно в Украину из-за блокады контрольно-пропускного пункта польскими перевозчиками, а те, в свою очередь, протестуют против дешёвой конкуренции со стороны соседнего государства.

По сути, украинцы просто-напросто оказались политическими заложниками. Их грузовики стоят посреди поля, а рядом ничего: ни продовольственных магазинов, ни санитарно-бытовых помещений, до которых можно было бы добраться пешком.

Ещё в феврале 2022 года Евросоюз создал так называемые «коридоры солидарности», чтобы облегчить грузовые перевозки между странами ЕС и Украиной. Это нужно было в первую очередь для обеспечения гуманитарной и военной помощи, а ещё для экспорта зерна. Украинским водителям облегчили въезд в Европейский Союз, а их водительские удостоверения официально признали в ЕС.

Вот тут-то и родилась проблема. Один из польских предпринимателей прокомментировал ситуацию: «Украинцы обходятся дешевле. Им не надо соответствовать европейским стандартам, поэтому у них есть большие преимущества. Им разрешено перевозить любой груз в Европе по более низкой цене, в то время как мы, польские перевозчики, должны соответствовать всем стандартам и платить дорогие взносы на социальное страхование».

Польские перевозчики считают, что бонусы для их украинских коллег позволили завоевать большую часть рынка. Раньше украинские компании выполняли 60 процентов трансграничных перевозок, польские – 40. Теперь соотношение составляет 90 процентов к 10 в пользу украинцев. 

Выдвинув протест против привилегий для соседей, поляки требуют вернуть обязательные разрешения на перевозки для водителей из стран, не входящих в состав ЕС, которые как раз и упразднили для украинских водителей. Они уверены, что именно этот шаг позволит польским перевозчикам вернуть утраченную долю рынка. При этом гуманитарные и военные грузы они пропускают без проблем, а вот всех остальных по самостоятельно установленному правилу: три машины в час. Рассказывают поляки и о том, что под видом тех самых гуманитарных и военных грузов украинцы везут в свою страну не только жизненно необходимое. По мнению поляков, на «жовто-блакитной» границе процветает коррупция и нарушения. «Я уже видел прицепы с роскошными автомобилями, которые официально зарегистрированы как военная помощь, и поэтому их пропускают без очереди», – отметил один из протестующих.

Взвинчены и украинские водители, считая послабления, полученные от ЕС, абсолютно оправданными. Ведь именно они ездят в зону боевых действий, рискуя собственными жизнями.

Вот такая выходит демократия, где сытый голодному не товарищ. Каждый в любой ситуации поступает только так, как выгодно ему. Поляков волнует только собственный доход, а то, что у украинцев сегодня, по сути, ни соседей, ни братьев, ни товарищей не осталось, им дела нет!

Елена ЛЕЩЕНОК

Зара над Сожам

Редакция газеты "Зара над Сожам"