Главный выбор — КАЧЕСТВО

Сегодня права потребителей защищает соответствующий закон, в котором прописаны сроки и условия гарантийного обслуживания, алгоритм действий при оказании потребителю услуги либо продаже товара ненадлежащего качества, условия, на которых можно обменять такой товар. И уже многие знают, что обменять можно не только товар ненадлежащего качества, но и доброкачественный, если он не был в употреблении при соблюдении определенных условий (предъявление требований в четырнадцатидневный срок с момента приобретения, если не нарушена целостность упаковки, акцизная марка и т.д.). Но все ли доброкачественные товары могут быть заменены по требованию покупателя? С этим и другими вопросами наш корреспондент Олеся Шутикова обратилась к главному специалисту отдела экономики Кормянского райисполкома Онеге Александровне Сапего.


— Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.01.2009г. №26 утвержден перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату. Это метражные товары, чулочно-носочные изделия, белье, предметы женского туалета, изделия из драгоценных металлов, в том числе и со вставками из камней, бижутерия, мебельные гарнитуры и наборы, лекарственные средства, печатные издания, табачные изделия, товары зоомагазинов, автомобили, мотовелотовары, прицепы и номерные агрегаты к ним, живые цветы и многое другое. Подобный перечень был утвержден в 2002 году, но в 2009 году в него были внесены существенные изменения. Так, теперь появилась возможность обмена игрушек, аудио- или видеокассет, дискет и компакт-дисков, других носителей технической информации, товаров бытовой химии, в том числе и лакокрасочных материалов, фотопленки, фотобумаги, фотореактивов, предметов личной гигиены и товаров для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях, изделий из полимерных материалов, контактирующих с пищевыми продуктами, если эти товары в герметичной упаковке. Также ранее нельзя было вернуть или обменять обои или изделия из них. В данный момент обои, паркет, ламинат, плитку керамическую нельзя вернуть либо обменять лишь в количестве, отличном от приобретенного потребителем. Особо хочу отметить, что нельзя вернуть на таких условиях товар, имеющий гарантийный срок, в техническом паспорте (заменяющем его документе) которого имеется отметка о дате его продажи.

— Насколько правомерно размещение в торговых объектах объявлений типа «товары обмену и возврату не подлежат»?

— На сегодняшний день в местах реализации растений, печатных изделий, белья и иных, указанных в Перечне товаров действительно сложилась практика размещения таких объявлений. Но их можно рассматривать как вводящие потребителя в заблуждение, поскольку перечисленный в данном Перечне товар не подлежит обмену и возврату только в случае, если такой товар является доброкачественным. Некачественные изделия можно вернуть или обменять на общих основаниях. В этой связи торговым организациям и предпринимателям, реализующим такие товары, рекомендуется размещать объявления следующего характера: «Доброкачественный товар обмену и возврату не подлежит».

— Каким образом при возникновении спорных вопросов можно выяснить качество товара?

— Ненадлежащее качество товара не всегда является очевидным. В этой связи Закон «О защите прав потребителей» предоставляет продавцу (изготовителю) право провести проверку качества товара в течение семи дней со дня предъявления требований потребителя. В Законе не содержится требование о том, чтобы проверка качества производилась независимыми специалистами, поэтому продавец (изготовитель) вправе провести такую проверку силами своих сотрудников либо представителей организации, осуществляющей техобслуживание и ремонт на основании договора с продавцом. Если после проверки качества товара между сторонами возник спор о причинах недостатка товара, продавец (изготовитель) обязан провести экспертизу товара в 14-дневный срок.

 — В какой срок потребители имеют право предъявить продавцу либо изготовителю требования в отношении недостатков товара?


 — Требования такого рода могут быть представлены во время всего гарантийного срока или срока годности товара. В отношении товаров, на которые подобные сроки не установлены либо гарантийные сроки составляют менее двух лет, потребитель вправе предъявить указанные требования в течение двух лет со дня его передачи потребителю, если более длительные сроки не установлены законодательством или договором. Если установить момент приобретения товара невозможно, этот срок исчисляется со дня изготовления товара.


— Если товар нуждается в ремонте или замене, могут ли предоставляться потребителю аналогичные товары во временное пользование?


 — На период ремонта или замены товара длительного пользования потребителю по его требованию действительно могут во временное пользование безвозмездно предоставляться аналогичные товары из подменного фонда, который формируется изготовителем, продавцом или ремонтной организацией. Но здесь исключение составляют такие товары, как автомобили, мотовелотовары, прицепы и номерные агрегаты к ним (кроме товаров, предназначенных для использования инвалидами), прогулочные суда и другие плавучие средства бытового назначения, электробытовые приборы, используемые как предметы туалета (электробритвы, электрофены и т.д.), для термической обработки продуктов и приготовления пищи (бытовые печи СВЧ, электропечи, тостеры и т.д.) и в медицинских целях (электробинты и др.), а также мебель и игрушки.


— Поступают ли обращения по продаже некачественного товара и оказанию услуг в нашем районе, и каким образом они решаются?


— Чаще всего поступают устные обращения от потребителей. В письменном виде в 2009 году поступило 12 обращений, в том числе восемь в сфере торговли, три в сфере бытовых услуг и одно – по жилищному вопросу. По всем заявлениям даны разъяснения, оказана помощь в удовлетворении законных требований потребителей.


— И напоследок: что Вы могли бы пожелать жителям нашего района в преддверии дня потребителей?


— Внимательно выбирайте товар, делайте удачные покупки и мирно решайте все спорные вопросы.