Его целинная эпопея

«Едем мы, друзья, в дальние края…» — взлетала ввысь над перроном Гомельского железнодорожного вокзала привольная песня, гремела медь духового оркестра. Область провожала лучших представителей молодежи по комсомольским путевкам поднимать целинные и залежные земли Казахстана. От Кормянского района ехал 23-летний Леонид Петрович Кабитенко.
Ехали весело, с шутками, смехом. Под гармошки плясали, орали комсомольские песни. За Уралом прилипли к окнам, с изумлением рассматривая непривычный пейзаж – выжженные солнцем степи, верблюдов, стариков в старинных одеждах.
В Кустанае, куда прибыли через трое суток, всех распределили по районам. Леонид Петрович вместе с группой в полсотни человек отправился в Орджоникидзевский район.
Расселили парней и девчат в щитовых домиках, определенных под общежития. Новую рабочую силу встретили с радостью, так как край возрождался, расставаясь со старинушкой, и дел хватало всем. Кабитенко направили в распоряжение местной автобазы, где за ним закрепили грузовую автомашину «ЗиЛ-130». Шоферить было для него делом привычным, так как до этого он три года работал водителем в Кормянском райпо.
Выехав в первый рейс, он поразился огромным расстояниям в 200 и более километров между населенными пунктами, неоглядному простору, открывающемуся глазам, и дикости природы. Вот она, земля целинная, к которой, как поется в песне, привела дорога длинная: степи, покрытые летом седым ковылем, а ранней весной – сплошным ковром из цветущих тюльпанов, которые приезжие собирали охапками, чистые озера с безбоязненно плавающими семейками лебедей, диких уток и гусей, водоемы, буквально набитые сытой речной рыбой, высокое небо с парящими в нем беркутами. А также мелькающие вдали, словно мираж, стада сайгаков, убегающие стаи больших голенастых дроф. И так ему это понравилось, что он буквально влюбился в окружающее.
— Устану за рулем, — вспоминает он, — выйду из машины и лягу в ковыль, дышу свежим горьковатым воздухом. Надо мной необъятное небо, ветерок шевелит траву, любопытные сурки и суслики стоят столбиками и пересвистываются. Хорошо!
По душе пришлась ему и жизнь своей открытостью, вольницей, коллективизмом и общностью интересов.
— Все молодые, целеустремленные, — продолжает он рассказ.
– Проводили субботники по озеленению. Никого заставлять не надо было, сами шли. Высаживали, в основном, карагач – местную акацию, которая хорошо приживалась в засушливом климате. Сейчас там вырос прекрасный парк. Озеленили и территорию автобазы. Мы стремились украсить свой поселок. И, конечно, веселились, как могли – ходили в клуб, устраивали танцы на берегу реки Тобол, в живописном месте у моста с фонарями, участвовали в национальных праздниках, выезжали на природу.
Работы было – непочатый край. Огромные просторы распахивались и засевались пшеницей, разворачивалось грандиозное строительство, появлялись новые совхозы. И Леонид Петрович на своем «ЗиЛе» исколесил весь северный Казахстан, перевозя строительные материалы, щебень, асфальт, топливо, а во время уборочной страды зерно из под комбайнов на ток, а оттуда — на элеватор. Тогда вереницы машин тянулись днем и ночью, чтобы успеть засыпать в закрома богатый урожай.
Всякое случалось в дороге. Помнит Л.П. Кабитенко, как однажды чуть не замерз в одном из рейсов. Зимы там суровые и метет будь здоров, поэтому такие происшествия не были редкостью.
— Пурга началась неожиданно, дорогу быстро занесло, машину накрыло сугробом, ничего не видно. Пока горючее было, кабину прогревал, а когда закончилось, стал прощаться с жизнью. На мое счастье, пробивался мощный трактор из другого района на выручку своим машинам. Я услышал, выбил стекло и выбрался из снега. Он меня подобрал, довез до какого-то села, где я жил в немецкой семье целую неделю, пока дорогу прочистили.
Там, на целине, Леонид Петрович встретил свою любовь – украиночку Галю, лаборантку из «Заготзерна». Родилось у них четверо детей – два сына и две дочки. Там же он заочно окончил индустриальный техникум в г. Рудный Кустанайской области и стал работать механиком в базе.
В Беларусь семья переехала в 1973 году. Шло время, но душа его по-прежнему рвалась в Казахстан. Несколько отпусков он провел там, у старых друзей, которые создали интернациональные семьи, жили дружно, часто встречались за одним столом, роднились подрастающими детьми и не думали о национальной принадлежности. Может, возвратился бы он туда, если бы не развалили Союз.
— Теперь все рухнуло, — сокрушается целинник. – Какая страна была! Прошлого уже не вернуть.
В Корме Л.П. Кабитенко работал вначале в райсельхозтехнике, а затем инженером-техником, начальником эксплуатации, главным механиком автотранспортного предприятия. Дети выросли, все получили высшее образование, имеют свои семьи. Живет сейчас один, в 2006 году похоронив тяжело болевшую жену. Часто вспоминает свою целинную эпопею, за которую награжден медалями «За освоение целинных и залежных земель», «За 10-й целинный урожай», знаком «Победитель социалистического соревнования» и многими почетными грамотами.