450-летию Кормы посвящается

кормаКорма в составе Великого княжества Литовского

Кормянщина – один из красивейших уголков белорусской земли, имеющий свой неповторимый облик, самобытную культуру и уникальную природу. Возникла она в Великом княжестве Литовском – одном из самых мощных государств средневековой Европы.
Постоялый двор Корма находился на оживленном почтовом тракте Гомий-Пропошеск. Дорога проходила вдоль реки Сож и соединяла города и местечки восточного приграничья. Легенда гласит, что здесь останавливался даже знаменитый Афанасий Никитин совершая свое «хождение за 3 моря». Подаваемая еда и напитки оставили у путешественника настолько неизгладимое впечатление, что он дал собственное название этому месту – Корма. Утопающая в летней зелени, уютно расположившаяся между изумрудными холмами, корчма росла и ширилась, пока не превратилась в добротное село с богатыми окрестными землями. В 1565 году король Жигимонт II Август пожаловал Корму и ее окрестности одному из своих подданных. 16 век был особенно благоприятным для роста малочисленных населенных пунктов, т.к. это был золотой век Великого княжества Литовского.
Мрак средневековья окутывал европейские государства. Феодальные междоусобицы подрывали нации изнутри. Великое княжество Литовское разительно отличалось от своих западных соседей прежде всего стабильностью и передовыми идеями. Недаром европейцы, приезжавшие на белорусские земли, говорили, что здесь «жыве Бог».
Аграрная реформа, проведенная в Великом княжестве, одарила крестьян земельными наделами и вовлекла их в рыночный оборот, упразднив натуральный оброк и заменив его денежной податью. Реформа также ликвидировала крестьянскую общину, что дало возможность сельским труженикам самостоятельно распоряжаться своей землею и урожаем. Кстати, реформа «Уставы на валоки» стала основой знаменитой Столыпинской программы, которая вывела экономику Российской империи на первое место в мире в 1913 году.
После освобождения крестьянства в Великом Княжестве Литовском начала бурно развиваться промышленность, связанная с обработкой древесины. Многие сельские жители решили заняться ремеслами и в стране начали появляться целые поселения смолокуров, медников, кожевенников, сапожников и кузнецов. Ремесленный подъем обусловил введение единой денежной системы в государстве.
Великое княжество Литовское стало первым европейским государством с демократическим строем. Например, в Полоцке и Витебске Великие князья не имели права назначать воеводу по своему усмотрению. Король без согласия земского сойма не мог устанавливать самовольно налоги для населения. Большинство городов пользовалось магдебургским правом (в т.ч. и соседний Чечерск). Это право давало независимое самоуправление и освобождало город от суда и власти воевод.
Волна Реформации спровоцировала духовный и культурный подъем в Великом княжестве. Были открыты сотни школ при евангельских церквах, которые дали возможность тысячам молодых людей получить начальное образование. В реформационных типографиях выпускались сотни книг, причем издавалась не только религиозная литература, но и книги по истории, географии, математике, философии, а также поэтические и прозаические произведения отечественных и зарубежных авторов.
Великий князь Микалай Радзивил Рыжий в свое время выступил с инициативой законодательно закрепить религиозную толерантность, чтобы предотвратить в государстве междоусобные войны на религиозной почве. В результате голосования был принят акт Варшавской конфедерации. Это был первый в мире правовой акт, декларировавший принципы равноправия между людьми разных вероисповеданий. Великое княжество Литовское было первым мультиконфессиональным государством, где самые различные религии сосуществовали в мире и согласии, без духа вражды и соперничества. Золотой век Великого княжества Литовского сопровождался экономическим бумом, культурным подъемом и духовной зрелостью нации.
Е. Семенков,
научный сотрудник музея

Зара над Сожам

Редакция газеты "Зара над Сожам"