450-летию Кормы посвящается

ZeitlinНаш земляк Гиллель Цейтлин — романтик и искатель

Уважаемые читатели, в преддверии юбилея Кормы мы с большим удовлетворением продолжаем знакомить вас с известными личностями, с жизнью и деятельностью которых связана наша Кормянщина. К сожалению, зачастую мало что известно о них. Но каждый день приносит новые открытия. Многие знают о таких людях, прославивших Беларусь, как, например, Марк Шагал. Но и на Кормянщине есть личность такого масштаба. Сегодня речь пойдет о человеке, известном в Европе и мире, великом еврейском писателе, философе, мыслителе, великой личности, человеке глубокого ума и широкой души — уроженце Кормы ГИЛЛЕЛЕ ЦЕЙТЛИНЕ.
Сам Цейтлин пишет: «Я родился в 1871 году в местечке Корма, Могилевской губернии… Отец мой, р.Агарон-Элиэзер, был большим знатоком религиозной литературы и отличался логичностью, добротой, великой доверчивостью и тяготой к просвещению. Моя мать была воплощением поэтической мечтательности…Со стороны отца я принадлежу к клану Цейтлинов роду великих раввинов, среди которых выделялся р. Йегошуа Цейтлин (а точнее Цайтлис). Со стороны матери в роду у меня пылкие хасиды во главе с прадедом — р.Йосефом, «старцем-кантором», учеником основателя хасидского движения Хабад, р.Шнеура-Залмана из Ляд. Раби Йосеф был человек удивительный – бескомпромиссно верующий… Годам к одиннадцати я прославился своими способностями в Корме и соседних местечках. У меня была тогда цепкая память, я быстро схватывал предмет и серьезно в него вникал. Я усердно штудировал Талмуд и более поздних кодификаторов Галахи, почти все пройденное знал наизусть.»
Когда Цейтлину было 16 лет, его отец разорился, и парень был вынужден самостоятельно зарабатывать. Скитался по маленьким местечкам Беларуси, в 1901–1904 гг. преподавал в г. Рославль Смоленской губернии. В Гомеле сблизился с кружком местной интеллигенции, начал писать. С основанием в Санкт-Петербурге газеты на иврите «Ха-Зман» (1903) стал ее постоянным сотрудником, а затем и членом редколлегии. Писал о положении еврейского народа. Первая крупная философская работа «Добро и зло» опубликована на иврите в 1899г., вскоре переведена на идиш. В 1900 г. опубликовал монографию о Барухе Спинозе. Увлекся идеями Ф. Ницше и в 1905 г. издал книгу об этом философе. В ранний период творчества Цейтлин отошел от иудаизма, однако не порвал с еврейством окончательно. Около 1906 г. вновь возвратился к соблюдению заповедей Торы и со временем стал одним из крупнейших еврейских религиозных философов своего времени. В 1907 г. поселился в Варшаве и в течение всей жизни сотрудничал с газетами на идиш «Хайнт» и «Момент», публиковал в них заметки и большие программные статьи. Был популярным и влиятельным публицистом, одним из властителей дум поколения.
Погромы 1903 г. и 1905–1906 гг. потрясли Цейтлина, и он опубликовал работу «О жертвоприношении» или «О резне». В ней – глубокая тревога за судьбу еврейского народа, не покидавшая его на протяжении всей жизни. Большое влияние на современников оказали «Письма к еврейскому юношеству» (переводились на иврит), включенные в книгу «Начала иудаизма», Варшава). Современники высоко оценивали значение этой работы для сохранения авторитета еврейской религии.
Перед началом Первой мировой войны Цейтлин обратился к хасидизму. Он написал на эту тему ряд трудов, в том числе книгу «Дер алтер ребе» — об основателе Хабада рабби Шнеуре Залмане из Ляд «Хасидизм, его направления и течения». Личность и учение рабби Нахмана из Брацлава занимали Цейтлина на протяжении всей жизни в том числе и в работе «Рабби Нахман из Брацлава, провидец из Подолии» — в газете «Момент».
В годы Первой мировой войны Цейтлин обратился к изучению еврейского мистицизма, доказывая, что иудаизм изначально мистичен, а не рационалистичен. Этой теме посвящена книга «На границе двух миров», «Ха-Ткуфа», «Древность еврейской мистики» — «Ха-Ткуфа» и другие. В начале 1920-х гг. Цейтлин переводил на иврит книгу Зохар и написал исследование «Ключ к книге Зохар», в систематической форме излагающее основную концепцию книги.
В период между двумя войнами дом Цейтлина в Варшаве стал главным местом встречи еврейских интеллектуалов, принадлежавших к различным философским и политическим течениям. Тогда же он с особой силой предчувствовал надвигавшуюся катастрофу. В книге «Хранитель книг для избранных», Варшава, 1928 г, писал, что исправление мира может быть достигнуто путем преобразования жизни каждого отдельного человека и всего общества по законам Торы. Цейтлин обращался к «избранным среди избранных» с призывом присоединиться к организуемым им кружкам «Бнейхейха́ла». По его замыслу, члены этих кружков должны были путем самоусовершенствования, молитвы и изучения священных книг поднять духовный уровень еврейского народа и таким образом предотвратить катастрофу. В том же году опубликовал книгу «Обращение к народам мира», в которой звучал страстный призыв исполнять волю Творца, перестать преследовать евреев и не мешать избавлению.
Последняя книга Цейтлина — «Безмолвие и голос» подводит итоги духовных исканий и призывает евреев «вернуться в Эрец-Исраэль, перестроить жизнь еврейского народа на основе заповедей Торы, восстановить Синедрион, духовно очиститься».
Цейтлин был убит на пути в лагерь уничтожения Треблинка. Его книги неоднократно переиздавались, а личность и наследие широко известны в Израиле. Одна из улиц в Иерусалиме носит его имя.
Закончим словами из «Еврейской энциклопедии»: «Его писания проникнуты скорбью о несчастном страдающем человеке, об измельченной человеческой личности, изуродованной торжествующей пошлостью …; в гневном, обличительном тоне он призывает к светлому идеалу прекрасного и божественного. Для него «тоска по красоте» всецело сливается с религиозным экстазом и исканием божественного начала…».
Вот таким предстает перед нами этот романтик, искатель, борец, великий сын еврейского народа, известный уроженец Кормянщины.
В. ВАРГАНОВ

Зара над Сожам

Редакция газеты "Зара над Сожам"