Развитие двусторонних отношений Беларуси и Китая
Президент Беларуси Александр Лукашенко 1-3 сентября посетил с рабочим визитом Китайскую Народную Республику. Во время визита Александр Лукашенко провел ряд двусторонних встреч с руководством КНР.
Накануне визита глава государства подписал Директиву №5 «О развитии двусторонних отношений Республики Беларусь с Китайской Народной Республикой» от 31 августа 2015 года. 2 сентября документ опубликован на Национальном правовом портале. Также накануне визита Александр Лукашенко дал эксклюзивное интервью китайской газете «Жэньминь Жибао».
3 сентября Президент Беларуси Александр Лукашенко присутствовал на военном параде в Пекине, проводимом в ознаменование 70-летия Победы в антияпонской войне и окончания Второй мировой войны. На параде присутствовали около трех десятков лидеров иностранных государств и международных организаций. В частности, среди приглашенных гостей главы России, Казахстана, Чехии, Сербии, Венесуэлы, КНДР, стран Центральной и Юго-Восточной Азии.
Военнослужащие иностранных армий впервые принимали участие в военном параде в Китае. От Вооруженных Сил Беларуси по площади Тяньаньмэнь прошла рота почетного караула, в составе которой знаменная группа с государственным флагом Республики Беларусь, командная группа и пешая парадная коробка в формате 10х7.
Лукашенко подписал Директиву о развитии двусторонних отношений Беларуси с КНР
Согласно документу, «основным содержанием белорусско-китайского сотрудничества является взаимная решительная поддержка по вопросам, касающимся коренных интересов двух стран, таких как суверенитет, территориальная целостность, безопасность и экономическое развитие».
Директивой также определены основные направления сотрудничества с КНР: глубокая и взаимная интеграция отраслей и предприятий; информационно-коммуникационные технологии; формирование совместных исследовательских и научно-практических центров, совместное развитие отраслевой науки; прямое и системное межрегиональное сотрудничество; создание в Беларуси регионального центра китаеведения и взаимодействия с КНР.
Целевым направлением сотрудничества с КНР определено совместное развитие в торговой, инвестиционной, финансовой и инновационной сферах, создание и реализация совместных проектов и предприятий. Координационным органом содействия развитию отношений с КНР назван Белорусско-китайский межправительственный комитет по сотрудничеству.
Согласно Директиве, Администрации Президента Беларуси поручено в 2015 году сформировать долгосрочную основу сотрудничества с международным отделом Центрального комитета Коммунистической партии Китая по пяти ключевым направлениям: регулярный обмен визитами высокого уровня; организация системы взаимных стажировок; взаимодействие в реализации концепции строительства Экономического пояса Шелкового пути; сотрудничество в исследовании принципов устойчивого развития общества; укрепление взаимодействия аналитических центров и средств массовой информации.
Государственному секретариату Совета безопасности Беларуси в текущем году поручено обеспечить планирование, координацию и углубление сотрудничества с КНР в военной и военно-технической сферах, а также в сфере безопасности и ликвидации последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций.
Совету Министров Беларуси совместно с заинтересованными государственными органами, облисполкомами и Минским горисполкомом до 1 января 2016 года необходимо организовать прямое взаимодействие с профильными структурами КНР по подготовке и согласованию плана мероприятий по упрощению процедур и нормативных требований, связанных с мерами технического регулирования, санитарного, фитосанитарного, ветеринарно-санитарного и санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), в целях обеспечения улучшения условий взаимного доступа на рынки. Также необходимо внедрить во взаимной торговле электронный сертификат контроля качества и карантина; создать совместную компанию по организации, сопровождению и продвижению взаимных поставок товаров и услуг; сформировать комплексный план действий по достижению к 2020 году уровня экспортных поставок в КНР в сумме не менее $1,5 млрд.
До 1 июля 2016 года поручено сформировать перечень предприятий для привлечения крупных китайских компаний в проекты по развитию кооперации и вхождению в акционерный капитал в сфере сельскохозяйственного и тяжелого машиностроения, станкостроения, производства бытовой техники и электроники, оптико-механической промышленности, производства изделий из полимеров, товаров медицинского назначения и бытовой химии. Также необходимо сформировать механизмы стимулирования привлечения в 2016-2020 годах прямых китайских инвестиций в энергетику, производство строительных материалов, транспортную инфраструктуру, производство и переработку сельскохозяйственной продукции и иные отрасли, представляющие взаимный интерес.
Поручено организовать на территории КНР сборочные производства белорусской сельскохозяйственной техники и систему ее предпродажного и послепродажного обслуживания с учетом региональных особенностей и производственно-сбытовых цепочек крупных китайских корпораций. В 2016 году обеспечить выпуск этими производствами и продажу не менее 6 тыс. тракторов и 3 тыс. комбайнов с наращиванием сборки в последующие годы.
На системной основе поручено развивать кредитное сотрудничество на принципах конкурсности и среднесрочной окупаемости исходя из приоритетности направления финансовых средств на развитие малого и среднего бизнеса и привлечение прямых китайских инвестиций через кредитные инструменты. Согласно документу, необходимо актуализировать и согласовать государственные программы, принятые в Беларуси, в сфере модернизации и развития транспортной, логистической, информационно-коммуникационной, таможенной инфраструктуры с подходами по участию Беларуси в концепции строительства Экономического пояса Шелкового пути и Морского пути XXI века.
В финансовой сфере поручено обеспечить ежегодный прирост использования национальных валют во взаимной торговле, китайских юаней в диверсификации структуры золотовалютных резервов, а также в размещении государственных и корпоративных ценных бумаг. В целях организации венчурного финансирования инновационных проектов, развития малого и среднего бизнеса, повышения эффективности государственных предприятий проработать с китайской стороной вопрос создания совместного белорусско-китайского инвестиционного фонда.
В области науки и техники до 1 июля 2016 года необходимо сформировать перечень новых совместных исследовательских и научно-практических центров с участием организаций Национальной академии наук Беларуси, учреждений высшего образования Беларуси и китайских партнеров по конкурентным перспективным направлениям. До 1 января 2017 года необходимо гармонизировать механизмы правовой защиты и патентования объектов интеллектуальной собственности двух стран.
Также документом поручено сформировать и утвердить программу межрегиональных выставочно-ярмарочных мероприятий, Дней провинций и областей, городов на период до 2020 года с ежегодной ее актуализацией и конкретизацией. Согласно Директиве, ежегодно на период до 2020 года каждая область и Минск должны обеспечивать привлечение в рамках межрегионального сотрудничества не менее $100 млн прямых китайских инвестиций.
В гуманитарной сфере необходимо согласовать с китайскими партнерами и утвердить программу направления на обучение белорусских юношей и девушек в учреждения высшего образования КНР начиная с 2016/17 учебного года. До 1 января 2016 года совместно с китайскими партнерами разработать программу создания до 2018 года центров традиционной китайской медицины и центров традиционной китайской гимнастики в каждом областном центре Беларуси, а также организовать совместную туристическую компанию.
По материалам БелТА