Где родился, там и сгодился

Деревня Пасека Слободка расположена в живописном месте, окружена со всех сторон лесом, рядом протекает речка. Воздух наполнен ароматами трав, грибов, хвои.
Когда-то в деревне насчитывалось 60 дворов, было огромное стадо коров, за околицей размещалась кроликоферма, славившаяся на всю область, а сейчас в 8 оставшихся подворьях и поросенок не хрюкнет. Правда, еще есть козы, куры и утки.
Но жизнь продолжается, и в одном из домов тихой деревеньки встречает свою восемьдесят первую осень Владимир Иванович Драчев. IMG_5550
– Никогда никуда не хотел уезжать, – говорит Владимир Иванович, – здесь родились моя мама – Ефросинья Ануфриевна – большая труженица, работала в колхозе, отец – Иван Михайлович, ушедший защищать Родину из этих мест, жили деды-прадеды, и я прикипел всей душой и сердцем к родному краю.
Главу семейства, Ивана Михайловича Драчева, 20 мая 1941 года призвали на военную переподготовку. Прощаясь с женой и двумя сыновьями, он говорил жене: «Фрося, прошу тебя, береги детей». Как чувствовал, что больше их никогда не увидит. Через месяц грянула война, и молодого бойца прямо с курсов отправили на фронт. В 1943-м семья получила извещение со словами: «Пропал без вести». По тому, как голосила мать, дети поняли, что случилось что-то страшное. Но надежда у родных теплилась: может жив, ведь «пропал» – не «убит». И только спустя много лет они узнали правду об отце благодаря поисковой группе, которая по крупицам собирала сведения для книги «Память». Из письма, пришедшего из военкомата, они узнали «Солдат Красной Армии Иван Михайлович Драчев 1907 года рождения погиб. Захоронен в Великих Луках на территории России».
– Наше военное и послевоенное детство, по сравнению с другими детьми, особо тяжелым не было, – вспоминает Владимир Иванович. – Жителям удалось сохранить домашнюю живность, сеяли огороды. В ту пору в деревне имелась школа, учились в ней до 4 классов и даже в войну умудрялись по возможности проводить уроки.
Немцы в деревне были наездами, в основном приезжали, чтобы собрать продукты.
– Был случай, – продолжает своей рассказ Владимир Иванович, – по деревне прошел слух, что наступают немцы. В Лубянке в это время шел тяжелый бой. И жители, в том числе и мой брат Александр, угнали коров в лес, чтобы их уберечь, и всю ночь провели там. Утром пришли наши. Как люди ликовали, плакали от радости, обнимались!
Зверствовали полицаи, которые приезжали из Журавич и Кормы, выискивали партизан, устраивали перестрелки, сожгли сарай Ивана Мишакова. В войну в деревне в одном из сельских домов располагался госпиталь для красноармейцев. Кстати, две женщины – врачи-хирурги, квартировали в доме Драчевых. Возле госпиталя была выставлена охрана. Полицай одного из охраняющих, жителя деревни Староград, принял за партизана и убил.
В госпитале бойцы не все выживали от полученных ран, поэтому их хоронили на местном кладбище. Двадцать могил сохранилось до наших дней.
Старшего брата Александра в 1951 году призвали в армию. Служил он три года на Крайнем Севере в городе Мончегорск. Там же встретил свою будущею жену Екатерину. Она оказалась землячкой – родом из деревни Ямное. Впоследствии Александр закончил Гомельский сельскохозяйственный техникум и всю свою сознательную жизнь прожил в России, проработал на руководящих должностях.
Владимир же свою Марию привел в дом из Нового Кривска.
– Это была любовь с первого взгляда. Встречались одну неделю и подали заявление в ЗАГС. Владимир Иванович и Мария Николаевна в уважении и согласии вместе прожили 44 года. К сожалению и горю для близких, женщина уже покинула этот мир, 16 лет Владимир Иванович вдовец. Супруги дали надлежащее воспитание и хорошее образование сыну и двум дочерям.
Когда В. Драчев выходил на заслуженный отдых, в его трудовой книжке имелась запись о трудовом стаже в 41 год и 7 месяцев. Кем только не доводилось работать все это время. Сначала начислял путевые листы в совхозе, был на хорошем счету у руководства, поэтому его как ответственного, грамотного человека, обладающего организаторскими способностями, в 1986 году перевели работать бригадиром животноводческого комплекса в Старограде. В штат в то время входило около 90 человек: начальник комплекса, бригадир, два зоотехника, ветврачи, телятницы, слесари, электрики. Поголовье скота насчитывалось от 4,5 до 5 тысяч.
– Когда начиналась перевеска, за день не управлялись. Кормов хватало, весь скот стоял в теплых сараях. На ферме была душевая, дом животноводов, буфет. Работа, хоть и ответственная, но она мне была в удовольствие, – рассказывает Владимир Иванович.
Сейчас Владимир Иванович живет спокойной, размеренной жизнью, ведет нехитрое хозяйство. Дети, внуки навещают, звонят. Его старший брат Александр, который обосновался в Санкт- Петербурге, тоскует по родным местам, поэтому почти каждый год приезжает на малую родину.
Не забывает родного дядю и племянница из Эстонии, ей нравится бывать в Беларуси.
То ли земля какая-то особенная в Слободке, то ли воздух наполнен чудодействующими силами, но люди в ней жили и живут добрые, красивые, с тонким чувством юмора, позитивные и оптимистичные.
Елена Брилева
Фото И. Остапенко

Зара над Сожам

Редакция газеты "Зара над Сожам"